Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:11, контрольная работа
Современные изменения в содержании образования, направленные на повышение эффективности образовательного процесса, влекут за собой и изменения в системе оценивания труда педагогов. При оценивании труда педагогов предлагается использование интегрального подхода к оценке, когда в ней учитывается не только результат педагогического труда, но и сам процесс деятельности, а точнее динамика изменения результатов, при сравнивании предыдущих и новых результатов деятельности одного и того же педагога [3].
Анализ эффективности труда педагогических работников
в северных дошкольных образовательных учреждениях
(на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)
Современные изменения в
содержании образования, направленные
на повышение эффективности
Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективным является труд работников организации. Для этого, прежде всего, необходимо определить понятие эффективности. Под эффективностью понимают [1]:
Конечной целью оценки персонала является измерение параметров, на которые можно влиять, чтобы повысить общую эффективность компании. Такими параметрами является, например, индивидуальная эффективность каждого сотрудника; уровень знаний и навыков, необходимый для выполнения работы; вовлеченность сотрудников и т. п.
Оценка персонала организации – наиболее сложное звено кадровой работы. Она представляет собой специальные (непрерывные, разовые, периодически проводимые) формализованные мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы [3].
С системой оценки персонала связаны три группы проблем:
Кадровые службы разрабатывают общие принципы оценки персонала, позволяющие решить проблему выбора существенных и несущественных качеств, рамок их приемлемости и неприемлемости, основные процедуры и методы, нормативные и методические материалы, обрабатывают информацию.
Алгоритм оценки, в частности, предполагает:
На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, такие как естественно-биологические (пол, возраст, физические способности), социально-экономические (законы, мотивация труда, уровень жизни), технико-организационные (сложность и условия труда), социально-психологические (отношение к труду, моральный климат в коллективе) и рыночные (конкуренция, безработица, инфляция).
Учет этих факторов обязателен
при проведении оценки результативности
труда конкретных должностных лиц
в конкретных условиях места и
времени, так как повышает степень
обоснованности, объективности и
достоверности выводов
С целью определения особенностей
организации и условий
Дошкольное учреждение «Звёздочка» полностью укомплектовано педагогическими кадрами, согласно штатному расписанию. Из 18 педагогов: 5 педагогов с высшим образованием, что составляет 28% от всего педагогического состава, 13 педагогов со средним специальным образованием (72%), из них 3 педагога обучаются заочно в высших учебных заведениях (таблица 1).
Таблица 1
Качественный состав педагогов
Всего педагогов |
Высшее образование |
Среднее специальное образование |
Среднее общее |
Обучаются | |
Высшее |
Среднее | ||||
18 |
5 |
13 |
- |
3 |
- |
Анализ возрастного состава
и стажа педагогической деятельности
кадров свидетельствует о том, что,
в коллективе работает 50% молодых
педагогов со стажем работы до 5 лет
(таблица 2, 3).
Таблица 2
Возрастной состав педагогических работников
Возраст |
Количество |
% |
До 30 лет |
9 |
50 |
От 30 до 40 |
5 |
26 |
От 40 до 50 лет |
4 |
24 |
Таблица 3
Стаж педагогической работы
Всего педагогов |
До 5 лет |
От 5 до10 лет |
От 10 до15лет |
От 15до 20 лет |
Свыше 20 лет |
18 |
6 |
5 |
6 |
1 |
- |
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала, которая непосредственно является основным методом оценки деятельности педагогических работников в МДОУ ДС ОВ «Звездочка».
В системе управления образовательным учреждением аттестация выступает:
Аттестация педагогической деятельности воспитателей, узких специалистов проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических кадров. Цель аттестации педагогических кадров – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик.
С целью анализа качества оценки эффективности персонала в МДОУ ДС ОВ «Звездочка» было проведено социологическое интервью, участниками которого стали сотрудники различной возрастной категории и должностей, в количестве 8 человек.
Результаты исследования показывают, что большинство интервьюеров (87,5%) считают систему периодической аттестации персонала наиболее сбалансированной системой оценки, с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности. Оставшиеся 12,5%, считают, что существую более эффективные методы оценки персонала. 12,5% опрошенных работников боятся аттестации; 62,5% опрошенных работников нейтрально относятся к проведению аттестации; 12,5% опрошенных работников отрицательно относятся к проведению аттестации, так как считают, что этот вид оценки деятельности персонала является неэффективным и аттестация не является фактором развития персонала. 12,5% опрошенных отнеслись положительно к проведению аттестации с пояснением, что в организации руководители информируют сотрудников о целях оценки, всегда дают обратную связь по результатам, премируют и планируют карьерный рост сотрудников, показавших отличные результаты.
При анализе системы аттестации в МДОУ ОВ «Звёздочка», были выявлены следующие проблемы:
Таким образом, одним из решений, позволяющим контролировать процесс аттестации персонала и сократить временные издержки по контролю прохождения аттестации сотрудниками предприятия, вести историю аттестации по каждому из сотрудников является разработка компьютерной программы, предназначенной для проведения аттестации. Система позволит планировать мероприятия по аттестации и вывести список работников, которым необходимо пройти аттестацию в ближайшее время и обеспечить своевременное прохождение аттестации и, в перспективе, через мотивационные составляющие повысить долю педагогов, имеющих высшее педагогическое образование [2].
Литература: