Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание

Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: “Формирование творческой личности младшего школьника на уроках математики".

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника
1.1. Понятийный аппарат проблемы творчества
1.2. Концептуальные положения.
1.2.1. Сущность и специфика творческой деятельности.
1.2.2. Цели и задачи технологии творчества4
1.3. Критерии и показатели формирования творческих элементов у млад-ших школьников
1.4. Выявление творческих способностей младших школьников
Выводы
Раздел 2. Методическая система формирования творческой личности младшего школьника средствами математики
2.1. Методика формирования творческой личности при обучении математике
2.2. Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики
2.2.1. Формирование творческих элементов у младших школьников в про-цессе индивидуальной работы на уроках математики
2.2.2. Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
2.2.3. Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
2.2.4. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
2.2.5. Использование заданий творческого характера на уроках математи-ки
2.3. Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

bestref-103746.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

2



Курсовая работа: Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

Содержание

Содержание 

Введение

Раздел 1. Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

1.1. Понятийный аппарат проблемы  творчества

1.2. Концептуальные положения. 

 1.2.1. Сущность и специфика творческой деятельности.

 1.2.2. Цели и задачи технологии творчества4

 1.3. Критерии и показатели формирования творческих элементов у младших школьников 

 1.4. Выявление творческих способностей младших школьников 

 Выводы 

Раздел 2. Методическая система  формирования творческой личности младшего школьника средствами математики 

 2.1. Методика формирования творческой личности при обучении математике 

 2.2. Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики 

 2.2.1. Формирование творческих элементов у младших школьников в процессе индивидуальной работы на уроках математики 

 2.2.2. Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников 

 2.2.3. Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы 

 2.2.4. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся 

 2.2.5. Использование заданий творческого характера на уроках математики 

 2.3. Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов 

 Выводы 

Заключение 

Список использованной литературы 

Приложения

 

Введение

 

Актуальность  проблемы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. Интеллектуальный и творческий потенциал Украины в значительной мере зависит от того, на сколько психолого-педагогическая наука вместе со школьной практикой может разрабатывать научно-обоснованную теорию и эффективную педагогическую технологию выявления и дальнейшего развития в процессе обучения творческих способностей школьников разных возрастных категорий, управления процессом воспитания и самовоспитания творческой личности.

Проблема творчества и  творческих способностей изучалась  многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Научные исследования настоящего имеют тенденцию к переходу от разработки общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но в самой проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен творчества предусматривает создание качественно нового, которое раньше не существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее движущие мотивы.

Психолого-педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам  основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, - находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.

В работах В.Лозовой, О. Столяровой, О. Сущенко, Г. Шевченко, О. Штепенка рассматриваются отдельные аспекты воспитания творческой активности учеников и учителя: в условиях проблемного обучения, трудовой, эстетичной, общественной деятельности, а также в процессе анализа определенных педагогических ситуаций, но развитие творческой личности младшего школьника на уроках математики отдельным вопросом не освещалось.

Хотя, особенностью деятельности педагога начального и дошкольного  учебного заведения является тот  факт, что он участвует в творческом акте - сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Дошкольное учебное заведение, начальная школа обязаны как можно раньше выявить особенности творческой личности дошкольников и младших школьников, начать успешно их развивать у всех воспитанников, помня, что все дети без исключения рождаются с различными задатками творчества. Одновременно, в большей степени следует заботиться о развитии творческой личности способных и одаренных детей. Именно поэтому система подготовки будущих учителей и воспитателей дошкольных учреждений должна быть ориентирована на овладение ими передовыми педагогическими технологиями, на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания и развития личности, на освоение компьютерной техники, формирование целостной научной картины мира, способности к жизненному самоопределению дошкольников и младших школьников. Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: “Формирование творческой личности младшего школьника на уроках математики".

Объектом исследования является процесс изучения математики начальной школы.

Предмет исследования –  организация обучения, в процессе которой формируется творческая личность младшего школьника.

Для исследования этой проблемы в области математики поставлена цель: раскрыть дидактические условия  формирования творческой личности младшего школьника в процессе изучения математики.

Гипотеза исследования: эффективность формирования и развития творческой личности младшего школьника возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную деятельность с помощью системы познавательных задач по математике и создании определенных дидактических условий.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи:

- Изучить современное состояние проблемы развития и формирования творческой личности младшего школьника в теории и практике.

- Выявить особенности и теоретически обосновать возможности математики как учебного предмета в формировании творческих элементов у младших школьников.

- Разработать эффективную дидактическую модель формирования творческих элементов у младших школьников.

- Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и ее использование для формирования и развития творческой личности младших школьников.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической, методической учебной литературы по проблеме исследования;

2. Анализ, систематизация  обобщение педагогического опыта;

3. Наблюдение;

4. Педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость состоит в теоретическом обосновании  методики формирования творческой личности младшего школьника ан уроках математики.

Практическая значимость полученных результатов исследования, состоит в апробации теста и обработке результатов экспериментальной работы, в разработке комплекса заданий, для развития творческих элементов у учащихся начальных классов в процессе изучения предмета - математики.

Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, выводов, списка использованной литературы, приложений (4). Общий объем работы - 73 печатных страницы (включая список литературы).

Базой проведения экспериментального исследования была средняя общеобразовательная школа с. Словянского, Раздольненского района

 

Раздел 1. Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

1.1. Понятийный аппарат  проблемы творчества

 

Проблема творчества в  наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали участие 1100 преподавателей, серьезно обговаривалась эта проблема. На этом съезде обговаривалась проблема дифференцированной математической подготовки.

В послереволюционный период прогрессивные решения I и II съездов преподавателей математики не были полностью реализованы из-за экономических и политических условий, а уровень математического образования школьников снизился. Основной причиной этого негативного явления было неправомерное упрощение содержания школьных программ и учебников, фактическое игнорирование требований, дифференциация обучения.

Только начиная с 30-х  годов развернулась серьезная работа Министерства образования и правительства по повышению уровня математической подготовки учащихся школ. По инициативе бывшего министра образования А.Бубнова на выполнение правительственного постановления "О начальной и средней школе" в 1935 г. было проведено всероссийское собрание по вопросам обучения математике. Собрание обратило внимание на необходимость развития у учащихся математического мышления, конструктивных способностей, пространственных представлений, привитие им глубокого интереса к предмету, завлечение учащихся к разным формам внеклассной работы, выделение особо одаренных учащихся. Подчеркивалась необходимость поставить на высокий научный уровень изучение теорем и сознательное применение ее выводов в решении задач и упражнений. Именно в этот период началось систематическое издание журнала "Математика в школе", усовершенствование программ по математике, расширение выпуска методической литературы для учителей. В послевоенные годы (1945-1965 г.г) активизировалось участие ученых-математиков и известных методистов в разработке научных и методических проблем школьного курса математики (О.Хинчин, И.Маркушевич, О.Фетисов, В.Гончаров, О.Астряб и др.). Все это привело к повышению уровня школьного математического образования. Сегодня требования нагрузки программ по математике, сокращение недельных часов на ее изучение не содействуют обеспечению необходимого уровня математической подготовки.

Очевидно, что выход  из ситуации, которая сложилась сегодня, следует искать в глубоко уровневой  и профильной дифференциации математической подготовке, разработке и использовании  новых технологий обучения и современных информационных технологий. Они должны обеспечить не только вооружение учащихся системой математических знаний и умений, но и формирования в процессе обучения творческой личности школьников.

Чтобы формировать творческую личность в процессе обучения математике сегодня, каждый должен быть познакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов. Каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, особенно главную из них – творческую задачу.

Школа должна как можно  раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание, конечно, на то, что дети рождаются с разными задатками творчества. Одновременно необходимо заботится о развитии творчества у способных и талантливых учащихся.

Философы (особенно А.Спиркин) определяют, что творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения.

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л.Выготский, определял, что "творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое… Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека"[2;с.8].

Психолог Я.Пономарев, широко трактуя понятие "творчество" определял это понятие как "механизм продуктивного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества [3;с.49].

Украинский психолог В.Моляко, раскрывая сущность творчества с  позиции психологии, определяет, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта". Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не является талантом "избранных", оно доступно каждому [52;с.75].

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В.Сухомлинский, А.Захарченко, В.Шаталов, Ш.Амонашвили, В.Иржавцева и др.) В.Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка.

А.Захаренко рассматривает  творчество школьников как особенную  качественную и одновременно общественную сферу, поскольку результаты ее непосредственно обращены к личности учащегося, влияют увлечению процессом познания, воспитанию потребности трудиться, высоких моральных качеств.

Творческая личность, как  считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей,  позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [1;с.37].

"Творческая личность  – это личность способная проникать  в суть идеи и внедрять их  вопреки всем преградам до  получения практического результата". Именно это имел в виду Т.Эдиссон. Как определяет В.Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдения, самонаблюдения, биографический метод, метод изучения продуктов ученической деятельности, тестирование, анкетирование, экспериментальные методы, хоть приложение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своем роде, такой, который не воссоздается точно в том самом виде при повторном наблюдении.

Информация о работе Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника