Анкетирование как письменный опрос.Виды анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:54, контрольная работа

Описание

Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым).

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………………4
1 Анкетирование как письменный опрос………………………………………..4
1.1 Применение анкетирования…………………………………………………..4
1.2 Организация проведения……………………………………………………..5
2 Виды анкетирования……………………………………………………………7
3. Достоинства и недостатки анкетирования……………………………………9
III. Заключение……………………………………………………………………11
IV. Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

osnovipedagogikiabanina.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

 учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»  в г. Вологде

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Основы педагогики»

 

Тема: Анкетирование как  письменный опрос. Виды анкетирования.

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)                                   ____________      Ю.Н.Абанина

I курса, группа    Бс-11                                                               подпись

 

Проверил

преподаватель                                      ____________   И.Ю.Рыбакова

                 подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Основная часть…………………………………………………………………4

1 Анкетирование как  письменный опрос………………………………………..4

1.1 Применение анкетирования…………………………………………………..4

1.2 Организация проведения……………………………………………………..5

2 Виды анкетирования……………………………………………………………7

3. Достоинства и недостатки  анкетирования……………………………………9

III. Заключение……………………………………………………………………11

IV. Список литературы…………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

Опросы различных групп  населения лежат в основе государственной  статистики. А различные формы  госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

Любой опрос есть специфический  акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым).

Метод опроса используется в ряде случаев:

    • Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
    • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
    • Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивация, настроения, ценности и т.д.
    • В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

 

В педагогике используются три общеизвестные разновидности  опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

В данной работе особое внимание уделяется только одному виду опроса - это анкетирование. Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

 

 

II. Основная часть.

1. Анкетирование как письменный опрос.

Анкетирование- это процедура  проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты. Является одним из методов количественных исследований, представляющий собой самостоятельное заполнение анкеты респондентом без участия интервьюера.  
Данный метод используется для проведения опросов среди гомогенных групп и специфичных групп населения, отличительной особенностью данного метода является относительная анонимность опроса, что позволяет получить ответы на сенситивные вопросы. 

 

1.1 Применение анкетирования.

В педагогическом исследовании анкеты целесообразно использовать, когда необходимо:

  • получить какие-либо фактические данные. Например, преподаватель дает сведения о составе класса (пол, возраст, средние оценки учащихся и пр.). Этот тип анкеты можно заменить изучением документации;
  • выяснить отношение наблюдаемого к какой-либо проблеме или явлению;
  • получить единственно возможные и очень конкретные ответы (наблюдаемый может дать лишь выборочный ответ “да” или “нет”;
  • оценить какие-либо явления или назвать их в порядке предпочтения. Можно использовать и такую анкету, где отвечающий должен подчеркнуть, что он больше или меньше предпочитает, назвать наилучшее или наихудшее из какого-либо вида явлений или оценить какое-либо явление путем балльной системы.

 

 

 

 

1.2 Организация  проведения анкетирования.

1.  При составлении анкет, также как и вопросника, нужно выяснить два обстоятельства: способны ли исследуемые лица отвечать на задаваемые вопросы; можно ли предположить, что они ответят искренне. Поскольку в педагогическом исследовании предусматривают анкеты для учителей, родителей, то следует серьезно отнестись к выяснению указанных обстоятельств.

2.    При анкетировании ответы заносятся письменно в специально составленный анкетный лист. Анкетное наблюдение очень близко к устному опросу. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно. Во время устного опроса вопросы зачитывает, и ответы записывает сам наблюдатель, который ведет беседу.

3.    Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, чтобы оно имело научную ценность, зависит от многих обстоятельств: от характера наблюдаемых явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления.

4.    Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно записывать в вопроснике, где должно быть остановлено место и для записи ответов.

5.    При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

  • опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее; 
  • вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;
  • вопросы, задаваемые как учителем, так и учащимися, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;
  • часть вопросов следует составить так, чтобы посредством их можно было бы проверить объективность ответов на предыдущие вопросы;

следует учитывать, что  при устном опросе различные обстоятельства могут тормозить выразительные способности отвечающего и вызвать необъективные ответы. (Например: чрезмерная взволнованность, невнимательность, усталость, скромность). 
 
Правила, которых желательно придерживаться при опросе: 
1)    каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно; 
2)    следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий должен иметь возможность прочитать вопросы; 
3)    анкета должна быть кратковременной (с учащимися не более 15-20 минут, с преподавателями не более 30 минут); 
4)    интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); 
5)    интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы; 
6)    если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять ответ на вопрос и содержащиеся в нем понятия: если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, над ним следует написать:  “Вопрос непонятен!”; 
7)    ответы записываются в вопросник во время опроса. При использовании метода опроса следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (оценки учащихся, их рост, вес и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и т.д.). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру. 

2. Виды анкетирования.

Существует несколько  видов анкетирования.

По числу  респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент). Данное анкетирование не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью  опрашиваемых, и проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер,  объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения. Эта форма  анкетирования увеличивает затраты времени на опрос  по сравнению с групповым анкетированием,  но обеспечивает контроль  за правильностью отбора респондентов и полный возврат анкет.
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов),  методическая и организационная разновидность письменного опроса  (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выборочной процедуры. Оно может проводиться по месту жительства респондентов, по месту работы по месту учебы, в целевых аудиториях. Наиболее популярной формой является групповое анкетирование  по месту работы и учебы.
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте  охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки).
  • Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов  с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра).
  • Заочное (анкетёр отсутствует). Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей.
  • Рассылка анкет по почте.
  • Публикация анкет в прессе.
  • Публикация анкет в Интернете.
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

 

3. Достоинства  и недостатки анкетирования.

Достоинства анкетирования

  • Высокая оперативность получения информации.
  • Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.
  • Анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов.
  • Возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных.
  • Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.
  • Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.
  • Не выраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому - либо из отвечающих.
  • Относительно невысокие материальные затраты. 
  • Возможно использование визуальных средств. 
  • У респондента достаточно времени на обдумывание вопросов.
  • Получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа.

 

Недостатки  анкетирования

  • Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов.
  • Невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания.
  • Невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы).
  • Возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента.
  • Возможная пристрастность респондентов.
  • При заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц.
  • Риск не возврата анкет, пропусков в ответах на вопросы. 
  • Отсутствует возможность разъяснения сложных моментов.

 

 

III. Заключение.

Педагогика - наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более  углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания. Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске. В данной работе изучался метод опроса - анкетирование.

При анкетировании —  методе массового сбора материала  с помощью анкет - ответы на вопросы  пишутся теми, кому адресованы анкеты (учащиеся, учителя, школьные работники, в отдельных случаях — родители). Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые исследователь не может получить другим путем (например, выявления отношения опрашиваемых к изучаемому педагогическому явлению).

Можно выделить несколько  этапов проведения анкетирования:

Шаг 1. Выявление цели анкетирования.

Шаг 2. Подбор целевой аудитории.

Шаг 3. Составление анкеты.

Шаг 4. Тестирование анкеты.

Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.

Таким образом, на сегодняшний  день анкетирование охватывает все  сферы общественной жизни. Оно помогает выявить проблемы происходящие в  обществе: узнать мнение людей по поводу каких-либо событий и найти способы  их решения.

Информация о работе Анкетирование как письменный опрос.Виды анкетирования