Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:16, доклад
Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Авторские
школы – феномен инновационной
образовательной практики в России
в конце XX века. Так называются экспериментальные
образовательные учреждения, деятельность
которых строится на основе ведущих
психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих
концепций, разработанных отдельным
автором или авторским
Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта.
В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.
Термин
«Авторские школы» часто применяют
и к наиболее известным образовательным
учреждениям прошлых
Школа развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина.
В 60-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, который исследовал значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.).
Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.
Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению — формирование познавательной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым эмпирическим.
Данный тип обучения, по мнению В. В. Давыдова, повсеместно доминирует в школе и характерен также и для большинства новаций, в том числе и для системы Л. В. Занкова. Так, сотрудники его лаборатории, проводя обследование, проверяли способность детей к классификации, группировке предметов. Учащиеся экспериментальных классов легко переходили от одного основания группировки к другому. Однако это был лишь показатель развития у них эмпирического мышления.
В. В. Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В. В. Давыдов опирается на исходные положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Готовность младших школьников к овладению теоретическими знаниями В. В. Давыдов усматривает в самой логике психологического развития ребенка, и прежде всего развития воображения и ориентации на отслеживание генетически-смысловых связей и отношений. Достигая школьного возраста, ребенок обладает сильно развитым воображением, которое значительно раздвигает рамки чувственно-воспринимаемой реальности и выводит детское сознание за пределы непосредственно опытных ограничений. Это позволяет ребенку постигать целое раньше частей, отмечать главное на фоне частностей, предвосхищать результат действия до его совершения и т.д. При этом направленность детского сознания всегда связана с желанием понять, постичь сам факт происхождения явления (откуда и как оно рождается, появляется и т.п.), распознать его сущностное назначение, смысл в окружающей жизни («зачем оно нужно, для чего оно служит, какова его роль и т.п.»).
Данные особенности развития свидетельствуют о зачатках теоретического мышления у детей дошкольного возраста, которые служат психологическим базисом, естественной основой формирования теоретических знаний в начальной школе, носящих обобщенно-смысловой характер отражения действительности.
В
основе теоретического мышления лежит
содержательное обобщение. Ребенок, анализируя
некоторую развивающуюся
Таблица
1 Отличия эмпирического и теоретического
обобщения
Критерии различия | Эмпирическое обобщение | Теоретическое обобщение |
Общая характеристика мышления | Формально-логическое (рассудочное) | Диалектическое (разумное) |
Общая направленность мыслительного процесса | От частного к общему (движение мысли от конкретного, частного к абстрактному) — индукция | От общего к частному (движение мысли от теоретически конкретного к частному, эмпирически конкретному) — дедукция |
Ведущий мыслительный процесс | Сравнение, сопоставление | Теоретический анализ |
Количество исходных объектов, лежащих в основе обобщения | Несколько, много объектов | Один объект |
Характерные признаки, по которым ведется обучение | Внешние, чувственно-воспринимаемые | Внутренние, скрытые |
Признаки, на основе которых происходит обобщение | Общие, формально сходные | Существенные, генетически-смысловые |
Сущность процесса конкретизации | Подбор примеров, иллюстраций | Выведение частного из общего |
Вопрос об общественно-историческом происхождении понятия | Не ставится, не исследуется | Лежит в основе изучения понятия |
В. В.Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.
Эмпирическое знание | Теоретическое знание |
1. Вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства. | 1. Возникает
при анализе роли и функций
некоторого особенного |
2.
При сравнении выделяется |
2. В процессе
анализа раскрывается |
3.
Опирается на наблюдение, отражает
в представлении предмета |
3. Возникает
как мысленное преобразование
предметов, отражает их |
4.
Формально общее свойство |
4. Связь реально
существующего всеобщего |
5.
Конкретизация состоит в |
5. Конкретизация
состоит в выведении и |
6. Средством фиксации являются слова-термины. | 6. Выражаются
в способах умственной |
В. В. Давыдов дает характеристику теоретического знания, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основу развивающего обучения. Подчеркивается важность мыслительного действия анализа (и соответственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умственной деятельности.
Еще одно существенное отличие теоретического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И, наконец, форма существования теоретического знания. В теории В. В. Давыдова это, прежде всего способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.
Такое понимание теоретического знания и основного направления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов.
Так, В. В. Давыдов, рассмотрев обще дидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу:
При всем различии эмпирического и теоретического мышления, соответствующих им мыслительных действий и знаний, оба этих типа мышления необходимы каждому человеку, поскольку они дополняют друг друга. Теоретическое мышление решает присущие ему задачи в самых различных сферах общественного сознания — научном познании, создании художественных образов, разработке правовых норм, поиске нравственных и религиозных ценностей. Поэтому неправомерно связывать его с оперированием лишь научными понятиями.