Биосинтез белка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 01:01, методичка

Описание

Цель урока:
Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции.
Задачи
Образовательные: Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции, показать, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде
Развивающие: развитие логического мышления учащихся, развитие умений анализировать и сравнивать, развитие познавательного интереса учащихся, развитие умений работы с презентацией, развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, формировать познавательный интерес к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

конспект урока на тему биосинтез белка.docx

— 34.30 Кб (Скачать документ)

Казанский (Приволжский) Федеральный  Университет

 

Химический институт им. А.М.Бутлерова

 

 

 

 

 

Конспект урока по биологии на тему:

 

«Биосинтез белка»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

группы 01-07-05 Хамидуллина И.И.

Проверила: Лохотская Л.А.

 

 

Учитель по биологии ___________

 

Казань - 2011

                                              Дата: 17.12.11        Класс: 10В

Тема  урока: «Биосинтез белка»

Цель  урока:

  • Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции.

Задачи

 

  1. Образовательные: Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции, показать, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде
  2. Развивающие: развитие логического мышления учащихся, развитие умений анализировать и сравнивать, развитие познавательного интереса учащихся, развитие умений работы с презентацией, развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, формировать познавательный интерес к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий.

 

Новые понятия: антикодон, транскрипция, трансляция.

Опорные понятия: генетический код, репликация, ДНК, и- РНК, т-РНК.

Форма проведения: урок

Методы  проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска и проектор,  презентация «Биосинтез белка».

Литература: 1). Д.К.Беляев и др. Общая биология 10-11 классы, - М., 2001.

2). Н.И.Сонин, Общая биология 10-11 классы, - М., 2000.

 

 

 

 

 

Ход урока:

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Время

1). Организационный момент.

 

Учитель здоровается с  учениками, отмечает отсутствующих.

 

2). Актуализация чувственного опыта  и опорных знаний учащихся.

- Перед тем как перейти  к изучению новой темы давайте  повторим тему прошлого урока.

- Что такое генетический  код?

 

 

 

-  Что такое промотор?

 

 

-  Назовите свойства  генетического кода.

 

- Дайте определение триплетности.

 

 

 

 

 

- Дайте определение однозначности.

 

 

- В чем заключается  универсальность генетического  кода?

 

 

 

 

- В чем заключается  неперекрываемость генетического кода?

 

3). Мотивация:

 

-  Ребята, перед тем как начать новую тему, я бы хотела прочитать вам слова У.Б.Пастернака:

Существовать  не тяжело 
Жить – самое простое дело 
Зарделось солнце и взошло 
И теплотой пошло по телу.

- Ребята, какое слово данного отрывка является ключевым?

- Правильно.  А теперь давайте, обратим внимание на некоторые высказывания, которые характеризуют понятие “жизнь”.

На  доске приведены следующие высказывания:

  1. “Жизнь – есть способ существования белковых тел”. Энгельс.
  2. “Живые тела представляют собой открытые системы, построенные из биополимеров белков и нуклеиновых кислот”. Волькенштейн.

- Какой вывод мы можем сделать о характеристике понятия “жизнь”? С чем связана жизнь?

4). Сообщение темы и цели урока: 

 

-  Ребята, как вы уже  поняли, наша сегодняшняя тема  связана с биосинтезом белка.  Открываем тетради, записываем классная работа, тему: «Биосинтез белка» и цель урока на доске.

5) Первичное восприятие учащимися  нового материала.

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одном из удивительных процессов живой природы – биосинтезе белка. Давайте вспомним, какие функции выполняют белки?

- Так как, белки выполняют  целый ряд функций, то необходимо  синтезировать тысячи различных  белков, тем более, что некоторые из них имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков не прекращается ни на минуту.

- Например, организм человека за  сутки тратит примерно 400 г белков, следовательно, это же количество  он должен синтезировать за  день.

- Ребята, 2 важных процесса, составляющие биосинтез белка: транскрипция и трансляция.

- Транскрипция - процесс синтеза и - РНК на ДНК. Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме. Специальный фермент - РНК-полимераза, двигаясь по ДНК, подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в единую цепочку. Таким образом, формируется и-РНК.

- После того как и-РНК переписала информацию с ДНК она направляется в рибосому, где идет процесс трансляции, то есть перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот.

Трансляция - процесс синтеза белка, перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот.

- Особую роль при этом  выполняют  рибосомы Природа создала универсальную организацию рибосом. Какой бы живой организм мы ни взяли, в любых его клетках рибосомы построены по единому плану: они состоят из двух субчастиц — большой и малой. Малая  субчастица отвечает за генетические, декодирующие функции;  большая - за биохимические, ферментативные. В малой субъединице рибосомы различают функциональный центр (ФЦР).

- В процессе синтеза белка рибосома защищает и-РНК и синтезируемый белок от разрушающего действия клеточных ферментов. Механизм защитного действия заключается в том, что нить и-РНК проходит между большой и малой субъединицами рибосомы, а начальная часть вновь синтезируемого белка находится в каналоподобной структуре большой субъединицы.

- Однако в ходе изучения механизмов биосинтеза белка было выяснено, что сама аминокислота в несколько раз меньше, чем кодирующий ее триплет нуклеотидов. Что же тогда осуществляет связь и корреляцию между аминокислотой и триплетом и-РНК?

- В клетке имеются специальные образования — это транспортные РНК,  которые транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.

- Давайте на интерактивном рисунке рассмотрим строение т-РНК.

- Каждая тРНК может переносить только свою аминокислоту, имя которой определяется триплетом нуклеотидов- антикодоном, расположенным в центральной петле молекулы тРНК. Если антикодон какой-либо тРНК окажется комплементарным триплету иРНК, находящемуся в данный момент в контакте с рибосомой, произойдёт узнавание и временное связывание тРНК и иРНК.

- Для увеличения эффективности функционирования и-РНК часто соединяется не с одной, а с несколькими рибосомами. Такой комплекс называется полисомой, на котором протекает одновременный синтез нескольких полипептидных цепей.

6). Осмысление внутренних закономерностей  между изученными предметами.

- Ребята, процесс биосинтеза белков уникален. И следующий пример подтверждает это.

“Белок инсулин синтезировали  в 1963 году. Он состоит из 51 аминокислоты соединенных друг с другом в 2 цепочки. Над этой реакцией работали 10 человек в течение 3 лет, а выход чистого инсулина был всего 0,02 %. В клетках человека этот белок собирается за 4 секунды”.

Заполнение таблицы в рабочей тетради и проверка таблицы:

Транскрипция

Трансляция

Что необходимо?

1.

2.

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Где происходит?

   

Что образуется?

   

7). Обобщение и систематизация знаний  у учеников.

- А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

  1. Первый этап биосинтеза называется:

А. Трансляция

В. Транскрипция

С. Ассимиляция 

2.  Транскрипция осуществляется:

А. В ядре

В. В митохондриях

3.  Трансляция осуществляется:

А. В ядре

В. В цитоплазме на рибосомах 

С. В митохондриях

4. Рибосома по цепи и-РНК перемещается

А. Плавно

В. Скачками с одного триплета на другой

С. Скачками через триплет 

С. В цитоплазме на рибосомах 

5.  Какова последовательность нуклеотидов и-РНК, записанной на отрезке ДНК: Т-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-А

  1. А-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т
  2. А-У-Г-Ц-Г-У-А-Г-У-Г-Ц-У
  3. А-У-Г-Ц-Ц-У-А-Г-У-Г-Ц-У

8). Итог, вывод урока.

- Правильно, ребята. А  сейчас подведем итог: чего нового мы сегодня изучили.

- А теперь сделаем вывод.

Учитель ставит оценки

9). Домашнее задание

Стр. 62-67 чит., отвечать на вопросы в конце параграфа.

- Урок окончен. До свидания.

 

 

Ученики приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих.

 

 

 

 

 

- Набор сочетаний из трёх нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков, называют генетическим кодом.

- Посадочная площадка  для РНК-полимеразы в начале каждой группы генов.

- Триплетность, однозначность, универсальность, неперекрываемость.

- Триплетность – свойство генетического кода, которое заключается в том, что каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. Три стоящих подряд нуклеотида – «имя» одной аминокислоты.

- Однозначность: один триплет не может кодировать две разные аминокислоты.

- У животных и растений, у грибов, бактерий и вирусов один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты, т.е. генетический код одинаков для всех живых существ на Земле.

- Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жизнь связана с белками.

 

 

 

Учащиеся записывают тему и цель урока с доски.

 

 

 

- Защитная, транспортная, каталитическая, структурная, сократительная, гормональная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определение  транскрипции. Транскрипция - процесс синтеза и - РНК на ДНК (считывание).

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определение  трансляции. Трансляция - процесс синтеза белка, перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транскрипция

Трансляция

Что необходимо?

1.Цепь ДНК - матрица.

2.Свободные рибонуклеотиды. (А,У,Г,Ц).

3. Фермент РНК – полимераза.

1.и-РНК.

2.Рибосомы/полисомы.

3.Аминокислоты (20).

4. Ферменты.

5.Источник энергии (АТФ).

6. т-РНК (более 30 видов)

Где происходит?

Протекает в ядре

В цитоплазме

Что образуется?

И-РНК

Белок первичной структуры


  1. В
  1. А
  1. В
  1. В
  1. 3

- Мы изучили сегодня  синтез белка, транскрипцию и  трансляцию, как происходить считывание  с ДНК.

Вывод: Биосинтез белка состоит из процесса трансляции, но транскрипция также играет важную роль при биосинтезе так как именно благодаря ей, формируется и-РНК, которая участвует в биосинтезе. Биосинтез белков – это процесс, который важен для роста и нормального развития организмов.

 

 

1 мин

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

мин

 

 

 

 


 

 

 

 

 


Информация о работе Биосинтез белка