Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 01:01, методичка
Цель урока:
Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции.
Задачи
Образовательные: Сформировать знания о значении биосинтеза белка для живых организмов, об основных этапах биосинтеза в клетке – транскрипции и трансляции, показать, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде
Развивающие: развитие логического мышления учащихся, развитие умений анализировать и сравнивать, развитие познавательного интереса учащихся, развитие умений работы с презентацией, развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, формировать познавательный интерес к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий.
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Химический институт им. А.М.Бутлерова
Конспект урока по биологии на тему:
«Биосинтез белка»
Выполнила: студентка 5 курса
группы 01-07-05 Хамидуллина И.И.
Проверила: Лохотская Л.А.
Учитель по биологии ___________
Казань - 2011
Дата: 17.12.11 Класс: 10В
Тема урока: «Биосинтез белка»
Цель урока:
Задачи
Новые понятия: антикодон, транскрипция, трансляция.
Опорные понятия: генетический код, репликация, ДНК, и- РНК, т-РНК.
Форма проведения: урок
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска и проектор, презентация «Биосинтез белка».
Литература: 1). Д.К.Беляев и др. Общая биология 10-11 классы, - М., 2001.
2). Н.И.Сонин, Общая биология 10-11 классы, - М., 2000.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время | ||||||||||||||||||||||||||||
1). Организационный момент.
Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих.
2).
Актуализация чувственного - Перед тем как перейти к изучению новой темы давайте повторим тему прошлого урока. - Что такое генетический код?
- Что такое промотор?
- Назовите свойства генетического кода.
- Дайте определение
- Дайте определение
- В чем заключается универсальность генетического кода?
- В чем заключается неперекрываемость генетического кода?
3). Мотивация:
- Ребята, перед тем как начать новую тему, я бы хотела прочитать вам слова У.Б.Пастернака: Существовать
не тяжело - Ребята, какое слово данного отрывка является ключевым? - Правильно. А теперь давайте, обратим внимание на некоторые высказывания, которые характеризуют понятие “жизнь”. На
доске приведены следующие
- Какой вывод мы можем сделать о характеристике понятия “жизнь”? С чем связана жизнь? 4). Сообщение темы и цели урока:
- Ребята, как вы уже поняли, наша сегодняшняя тема связана с биосинтезом белка. Открываем тетради, записываем классная работа, тему: «Биосинтез белка» и цель урока на доске. 5)
Первичное восприятие - Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одном из удивительных процессов живой природы – биосинтезе белка. Давайте вспомним, какие функции выполняют белки? - Так как, белки выполняют
целый ряд функций, то - Например, организм человека за
сутки тратит примерно 400 г белков,
следовательно, это же - Ребята, 2 важных процесса, составляющие биосинтез белка: транскрипция и трансляция. - Транскрипция - процесс синтеза и - РНК на ДНК. Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме. Специальный фермент - РНК-полимераза, двигаясь по ДНК, подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в единую цепочку. Таким образом, формируется и-РНК. - После того как и-РНК переписала информацию с ДНК она направляется в рибосому, где идет процесс трансляции, то есть перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот. Трансляция - процесс синтеза белка, перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот. - Особую роль при этом выполняют рибосомы Природа создала универсальную организацию рибосом. Какой бы живой организм мы ни взяли, в любых его клетках рибосомы построены по единому плану: они состоят из двух субчастиц — большой и малой. Малая субчастица отвечает за генетические, декодирующие функции; большая - за биохимические, ферментативные. В малой субъединице рибосомы различают функциональный центр (ФЦР). - В процессе синтеза белка рибосома защищает и-РНК и синтезируемый белок от разрушающего действия клеточных ферментов. Механизм защитного действия заключается в том, что нить и-РНК проходит между большой и малой субъединицами рибосомы, а начальная часть вновь синтезируемого белка находится в каналоподобной структуре большой субъединицы. - Однако в ходе изучения механизмов биосинтеза белка было выяснено, что сама аминокислота в несколько раз меньше, чем кодирующий ее триплет нуклеотидов. Что же тогда осуществляет связь и корреляцию между аминокислотой и триплетом и-РНК? - В клетке имеются специальные образования — это транспортные РНК, которые транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка. - Давайте на интерактивном рисунке рассмотрим строение т-РНК. - Каждая тРНК может переносить только свою аминокислоту, имя которой определяется триплетом нуклеотидов- антикодоном, расположенным в центральной петле молекулы тРНК. Если антикодон какой-либо тРНК окажется комплементарным триплету иРНК, находящемуся в данный момент в контакте с рибосомой, произойдёт узнавание и временное связывание тРНК и иРНК. - Для увеличения эффективности функционирования и-РНК часто соединяется не с одной, а с несколькими рибосомами. Такой комплекс называется полисомой, на котором протекает одновременный синтез нескольких полипептидных цепей. 6).
Осмысление внутренних - Ребята, процесс биосинтеза белков уникален. И следующий пример подтверждает это. “Белок инсулин синтезировали в 1963 году. Он состоит из 51 аминокислоты соединенных друг с другом в 2 цепочки. Над этой реакцией работали 10 человек в течение 3 лет, а выход чистого инсулина был всего 0,02 %. В клетках человека этот белок собирается за 4 секунды”. Заполнение таблицы в рабочей тетради и проверка таблицы:
7).
Обобщение и систематизация - А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
А. Трансляция В. Транскрипция С. Ассимиляция 2. Транскрипция осуществляется: А. В ядре В. В митохондриях 3. Трансляция осуществляется: А. В ядре В. В цитоплазме на рибосомах С. В митохондриях 4. Рибосома по цепи и-РНК перемещается А. Плавно В. Скачками с одного триплета на другой С. Скачками через триплет С. В цитоплазме на рибосомах 5. Какова последовательность нуклеотидов и-РНК, записанной на отрезке ДНК: Т-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-А
8). Итог, вывод урока. - Правильно, ребята. А сейчас подведем итог: чего нового мы сегодня изучили. - А теперь сделаем вывод. Учитель ставит оценки 9). Домашнее задание Стр. 62-67 чит., отвечать на вопросы в конце параграфа. - Урок окончен. До свидания. |
Ученики приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих.
- Набор сочетаний из трёх нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков, называют генетическим кодом. - Посадочная площадка для РНК-полимеразы в начале каждой группы генов. - Триплетность, однозначность, универсальность, неперекрываемость. - Триплетность – свойство генетического кода, которое заключается в том, что каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. Три стоящих подряд нуклеотида – «имя» одной аминокислоты. - Однозначность: один триплет не может кодировать две разные аминокислоты. - У животных и растений, у грибов, бактерий и вирусов один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты, т.е. генетический код одинаков для всех живых существ на Земле. - Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
- Жизнь.
- Жизнь связана с белками.
Учащиеся записывают тему и цель урока с доски.
- Защитная, транспортная, каталитическая, структурная, сократительная, гормональная.
Учащиеся записывают определение транскрипции. Транскрипция - процесс синтеза и - РНК на ДНК (считывание).
Учащиеся записывают определение трансляции. Трансляция - процесс синтеза белка, перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот.
- Мы изучили сегодня синтез белка, транскрипцию и трансляцию, как происходить считывание с ДНК. Вывод: Биосинтез белка состоит из процесса трансляции, но транскрипция также играет важную роль при биосинтезе так как именно благодаря ей, формируется и-РНК, которая участвует в биосинтезе. Биосинтез белков – это процесс, который важен для роста и нормального развития организмов. |
1 мин
8 мин
3 мин
2 мин
14 мин
11 мин
4 мин
2 мин
1 мин
|