Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:20, реферат
Болонский процесс – это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства
Интересы России
Болонский процесс - это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы России в приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед Россией сегодня. Они включают:
- реформу высшего образования, нацеленную на приведение высшей школы России к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка;
- повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, освобождение от российской зависимости от экспорта природных ресурсов («голландская болезнь») и переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;
- либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного влияния государства, освобождение общества от патернализма и паразитического отношения к государству;
- общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и «третьего сектора»;
- охранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;
- воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.
В широком смысле
слова основные внутренние интересы России
в Болонском процессе связаны с тем, что
он непосредственно влияет на общий комплекс
проводимых экономических, социальных
и административных реформ. Болонский
процесс оказывает прямое воздействие
на реформу высшего образования, реформы
рынка труда (структурирование и дифференциация
рынка требуют дифференциации рабочей
силы, т.е. предложения трех степеней компетентности
- бакалавра, магистра и доктора (Ph.D.)) и
реформу общественного сектора (создание
независимых университетов и ассоциаций).
Косвенно Болонский процесс оказывает
воздействие на бюджетную реформу (модернизация
системы финансирования высшего образования
и повышение ее финансовой устойчивости)
и административную реформу (сокращение
регулирующей роли государства в сфере
высшего образования
Внешние интересы России в приложении к Болонскому процессу также разнообразны.
- В первую очередь, это расширение диалога с ЕС. В отношениях между ЕС и Россией четыре общих пространства тесно связаны, и прогресс в развитии «четвертого пространства» (наука, образование, гуманитарный обмен) окажет позитивное влияние на остальные три. Несомненно, партнерство России и ЕС, отличное, к примеру, от основанного на интересах партнерства с Соединенными Штатами, гораздо в большей степени основано на культурном выборе. Оно зиждется на идее общих ценностей, норм и идентичностей, общего культурного прошлого и принадлежности к одной цивилизации (или, скорее, стремлении к этому). В этом смысле Болонский процесс институционализирует общее культурное наследие (европейское образование) и представляет собой один из центральных вопросов диалога между ЕС и Россией.
Кроме того, адаптация высшего образования в России к нормам и требованиям Болонского процесса может стать «школой гармонизации» в подготовке более широкой институциональной адаптации России к ЕС по мере развития партнерства между обеими сторонами.
Что касается интеграции
с Европой, Болонский процесс обеспечивает
России намного больше возможностей, нежели
просто диалог с ЕС. Как указывалось выше,
он представляет собой одну из форм панъевропейского
общественного диалога, который развивается
на равной основе между ЕС и правительствами
различных стран, а также транснациональным
бизнес-сообществом и трансграничным
академическим сообществом. Таким образом,
российское вхождение в Европу может получить
более широкую общественную основу, включающую
взаимодействие граждан, НПО и сообществ,
а не только межправительственных бюрократических
иерархий
Тем не менее в настоящее время у России нет четких перспектив (или четко выраженного желания) вступления в ЕС. Это означает, что она заинтересована в участии в Болонском процессе с целью его диверсификации и расширения за пределы ЕС, превращения из проекта исключительно в рамках ЕС в одну из основ Большой Европы.
Помимо европейских интересов России, Болонский процесс также затрагивает ее глобальные запросы. Прежде всего он позволяет России проявить свои преимущества в конкурентной борьбе и придать им международный характер. Речь идет о высоких стандартах образования, динамизме городского населения и традициях классической российской культуры и интеллигенции. Другими словами, Болонский процесс может помочь России сделать эти национальные активы полностью конвертируемыми и обеспечить ей лучшие позиции в международном разделении труда, освободив от роли поставщика сырья.
Последнее означает,
что Болонский процесс может помочь максимально
использовать «мягкую власть» в России
в тот момент, когда традиционные инструменты
«твердой власти» не оправдывают себя
в России, СНГ и по всему миру. Соответственно,
российская высшая школа может стать гораздо
более перспективной и надежной основой
для создания привлекательного международного
имиджа и престижа страны, чем ракеты,
территория или нефть.
Альтернативы для России
Основным противоречием современного мира является противоречие между силами глобализации (интеграция, гомогенизация, унификация) и силами идентичности, представленными различными национальными государствами, культурными сообществами и группами идентичности. Взаимосвязь этих двух сил отражается в отношении России к Болонскому процессу. С одной стороны, Болонский процесс - это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив. С другой стороны, России нужно сохранить свою культурную и образовательную идентичность: к примеру, многие из прославленных российских научных школ изучают, скорее, абстрактные и теоретические, нежели прикладные методы. Таким образом, структуру российских интересов и возможностей можно охарактеризовать внутренним напряжением между стандартизацией и традицией. Это напряжение можно рассмотреть в двух ракурсах:
- в плане политических действий оно может принять вид адаптации или сопротивления;
- в плане политических результатов оно имеет внутренние и внешние аспекты проявления.
Применяя эти категории,
можно создать матрицу 2 x 2, характеризующую
четыре возможных политических результата
взаимосвязи российских интересов и Болонского
процесса. Очевидно, не существует прямого
причинно-следственного соотношения элементов
этой схемы, а альтернативы носят в основном
теоретический характер; эта схема помогает
визуально представить диапазон вариантов,
открывающихся для России в связи с Болонским
процессом
- Во внутренней сфере адаптация к Болонскому процессу может привести к модернизации высшего образования, дерегулированию в широком смысле и либерализации всего комплекса социально-экономических реформ.
- Во внешней сфере адаптация к Болонскому процессу окажет интеграционное и гармонизирующее воздействие на отношения между ЕС и Россией; Россия сможет сохранить ядро своей национальной культуры и образовательной идентичности и заявить о своих национальных традициях на широком европейском пространстве.
- Напротив, сопротивление и оппозиция в отношении Болонского процесса могут привести к стагнации во внутриполитической сфере, т.е. расширению регулирования, бюрократизации и этатизму в высшем образовании, а также во всей сфере реформ.
- Во внешней сфере это может привести к изоляции, консерватизму и закрытости системы образования в стране. сти к изоляции, консерватизму и закрытости системы образования в стране.
Совершенно очевидно,
что России необходимо избежать вариантов
изоляции и стагнации. С другой стороны,
модернизацию и гармонизацию следует
осуществлять так, чтобы не ущемить национальные
традиции образования, а также целостность
российских академических школ и методов.
Ни изоляция от Болонского процесса, ни
навязывание внешних стандартов российскому
высшему образованию не имеют политического
будущего. Вместо этого Россия и Европа
должны добиваться интеграции в сфере
высшего образования. Это означает двусторонний
процесс взаимного учета интересов, причем
Россия не только адаптирует свои внутренние
системы в соответствии с болонскими стандартами,
но также переведет свои национальные
традиции на язык совместного общения
и станет равным партнером на европейском
пространстве высшего образования.
Реформа высшего
образования в Германии - Болонский процесс
Немецкие вузы переживают
эпоху перемен. Германия относится к числу
первых европейских государств, подписавших
в 1999 году Болонскую декларацию о создании
единого общеевропейского образовательного
пространства. В вузах стран-участниц
вводятся близкие по типу учебные программы
и дипломы, дающие возможность повышения
академической мобильности, облегчения
взаимного признания дипломов и обеспечения
конкурентоспособности европейских вузов.
Главный элемент
Болонского процесса, к которому в настоящее
время подключились 46 государств - это
двухуровневая система обучения: бакалавр
(BA - Bachelor) - магистр (MA - Master). Кроме этого,
ряд стран уже признали аспирантуру (Promotion)
в качестве третьего уровня.
Оценка академической
успеваемости в рамках Болонского процесса
происходит по Европейской системе зачета
знаний (ECTS - EuropeanCreditTransferSystem). ECTS оценивает
учебную нагрузку студентов по объему
работы, необходимому для успешного окончания
учебы. Одна кредитная единица ECTS соответствует
30 часам учебной нагрузки.
На данный момент в немецких вузах сосуществуют параллельно две структуры обучения:
новая двухуровневая
система бакалавр - магистр, а также традиционные
учебные программы с получением диплома
(специалиста) или магистра (Magister Artium).
На сентябрь 2007 года общее число учебных программ в немецких вузах составляло 11.803, из них: бакалавр - 3.377, магистр - 2.283, диплом-специалист (университет) - 1.438, MagisterArtium - 1.173, госэкзамен (юристы, учителя, медики) - 2.507, диплом-специалист (Fachhochschule) - 820, прочие - 205.
Бакалавр (Bachelor)
- первый диплом, дающий право на профессиональную
деятельность. Продолжительность обучения
составляет 3-4 года, для допуска необходим
аттестат о законченном среднем образовании
(Abitur). Для получения степени бакалавра
необходимо набрать в зависимости от учебного
плана от 180 до 240 кредитных единиц. Бакалавриат
дает базовые знания по специальности
и методические навыки, а также широкую
профессиональную ориентацию.
Магистр (Master) - второй
диплом после 1-2 лет обучения (60-120 кредитных
единиц). Начало обучения либо сразу после
бакалавриата, либо после нескольких лет
профессиональной деятельности. В магистратуре
делается акцент на более глубокую специализацию
и на научную работу. Магистратура наряду
с дипломом специалиста является предпосылкой
для допуска в аспирантуру.
Диплом (Diplom) - традиционная
форма обучения, которое завершается дипломной
работой, а также письменными и устными
экзаменами.
Magister Artium - свидетельство
об успешно законченном курсе по гуманитарным
и социальным наукам, в рамках которого
допускаются различные комбинации дисциплин.
Государственный
экзамен (Staatsexamen) - форма обучения по
медицине, праву, фармацевтике, а также
для учителей средней школы, заканчивающаяся
госэкзаменом. Госэкзамен принимает государственная
экзаменационная комиссия. Содержание
курсов и экзаменов регулируется в законодательном
порядке. Первый госэкзамен обычно теоретический,
второй - завершает цикл профессиональной
практической подготовки.
Аспирантура (Promotion)
- рассматривается в Германии как третья
ступень Болонского процесса. Написание
диссертации возможно только в университетах.
Подготовка диссертации (Promotion), связанная
с проведением независимого научного
исследования, продолжается в течение
2-4 лет после получения магистерской или
эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/
Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor)
присваивается после написания диссертации
и успешной сдачи устного экзамена, либо
защиты диссертации.
Структура учебных программ