Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:09, творческая работа
Проблема.«Как помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни»?
Цель. Оказание информационной помощи в проблеме адаптации первоклассника в школе.
Задачи.
Определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.
Разработать рекомендации в целях предупреждения школьной дезадаптации первоклассников.
Выбор поддержки ребёнка как педагогической стратегии поведения.
ОБОСНОВАНИЕ.
Проблема.«Как помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни»?
Цель. Оказание информационной помощи в проблеме адаптации первоклассника в школе.
Задачи.
Правила игры.
Ход игры.
Знакомство
с правилами игры. Преподаватель
читает правила игры и проверяет,
все ли их запомнили.
Преподаватель: Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад в связи обострением проблем сохранения здоровья и влияния дезадаптации на личностное развитие первоклассника. Что же такое «готовность к школе»? Почему же так необходимо определить готовность ребенка до поступления в школу? Попробуем разобраться.
Итак, первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «Идеальный» первоклассник?
На
выполнение этого задания отводится
3 минуты. Участники записывают качества
на листах и зачитывают их преподавателю,
который анализирует и обобщает ответы.
Преподаватель.
Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?»
Если игрокам требуется помощь, то педагог может сказать: «Ребёнок идет в школу. Это значит, что ведущей деятельностью для него стала учебная деятельность. Это происходит не потому, что так захотели взрослые, а потому, что игровая деятельность в основном исчерпала свои возможности для развития. Ребенок ещё долго будет играть и мы, взрослые, собрались сегодня здесь, чтобы поиграть, но этап игры мы уже пережили, и не она является ведущей деятельностью».
После высказывания мнений педагог обобщает ответы.
Преподаватель. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»?
Выслушав ответы участников, педагог при необходимости может добавить: «Психологическая готовность – это внутренняя позиция школьника, его желание быть в новом статусе».
Подводятся итоги по содержанию высказываний.
Педагог предлагает зафиксировать ответ на этот вопрос.
На доске – плакат с компонентами психологической готовности:
Психологическая готовность к школе:
Каждой группе раздаются карточки с педагогической ситуацией. И вопросами. Время на подготовку 3 минуты. Далее выступает представитель от каждой группы. Остальные группы, если есть желание, дополняют их ответ.
Педагог.
Первая ситуация такая.
Бабушка говорит о своей
внучке: «Она у нас тихая,
спокойная, не бегает,
как другие, сидит с
куклой и что-то шепчет
ей. Прямо «золотой»
ребенок».
Вопросы. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру? Какими знаниями должен обладать ребенок 6-7 лет?
Представитель группы отвечает на вопросы, после этого педагог подводит итог.
Педагог
зачитывает обобщенные
качества, относящиеся
к интеллектуальной
готовности «идеального»
первоклассника. (Ответ может звучать
следующим образом: «Интеллектуальная
готовность предполагает сформированность
внимания, памяти, развитость зрительно-двигательной
координации, пространственного анализа
и синтеза, владение обобщением и сравнением.
Умение вербально изложить свои размышления
и определенный багаж знаний о себе
и окружающем мире, который позволил
бы этим размышлениям возникнуть»).
Педагог. Следующий вопрос.
Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.
.
Вопросы. Будет
ли успешным обучение
ребенка в школе?
Каковы ваши рекомендации
по формированию
мотивационной
готовности?
Педагог. Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью- познавательной. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.
После
этой информации зачитываются обобщенные
качества «идеального» первоклассника
(мотивационная готовность – складывается
из двух мотивов: познавательного и
социального ).
Педагог. Следующий вопрос.
Ситуация . Сережа был довольно развитым мальчиком.. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то что он пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.
Вопросы. Что послужило причиной неуспехов в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Представитель группы отвечает на вопросы.
Педагог
зачитывают обобщенные качества «идеального»
первоклассника в сфере волевой готовности:
«Волевая готовность
предполагает, что ребенок
способен поставить
цель, принять решение,
наметить план действий,
исполнить его, проявить
определенное усилие,
оценить результат своего
волевого усилия.
Мозговой штурм.
Какие могут быть недостатки в развитии ребенка?
Что может вызвать эти недостатки?
В результате недостатков в развитии ребенка, наш первоклассник начинает испытывать трудности. Какие это трудности?
По каким внешним проявлениям мы узнаем об испытываемых трудностях?
Это первичные проявления, а к чему это приведет? (вторичные проявления).
Я предлагаю все ваши ответы зафиксировать в форме схемы. Выкладываю элементы «Схемы возникновения школьной дезадаптации» (Лускановой Н.), уже названные в ходе мозгового штурма и заканчиваю её, сообщая следующую информацию.
Из-за этого всего появится нежелание ходить в школу, отказ от учебы, плаксивость, болезненность, что приводит к состоянию эмоционального дискомфорта и СОМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЯМ.
На
этом влияние школьной дезадаптации
не прекращается. Дальше мы получаем
формирование негативных личностных качеств,
формирование асоциальной направленности,
правонарушения, ВОЗНИКНОВЕНИЕ
СОМАТИЧЕСКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ.
Ведущий. Следующие вопросы я адресую всем нашим группам. Какова, на ваш взгляд, роль родителей в преодолении трудностей, связанных с адаптацией первоклассников? Что необходимо делать родителям?
Ответы участников игры.
Из всего вами сказанного можно выделить особо следующее: необходима стратегия поведения, создающая атмосферу взаимного доверия, формирующая у ребенка уважение к себе.
Эта
стратегия называется
«стратегия поддержки».
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребенка не за то, что он красивый, умный , а просто так, за то, что он есть.
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше не убирал так в своей комнате?» или «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь убирать так, как сегодня».
Особенно
хотелось бы сказать
о роли теплой эмоциональной
атмосферы в вашем
доме. Её главное
условие – дружелюбный
тон общения. Этому
послужат несколько
занятий, семейных дел,
традиций, которые будут
создавать атмосферу
радости. Зона радости
– это «золотой фонд»
вашей жизни с ребёнком.
Кроме того, считается,
что у творческих родителей
– творческие дети.
Творите – и будете
здоровы.
Предлагаю всем группам найти и продемонстрировать способы поведения в следующей ситуации.
Ситуация. «У двоечника снова двойка». Для этого необходимо каждой группе выбрать, кто будет выполнять роль учителей, а кто роль ребенка. Так что же делать, если ребенок получил «2»?
Например, найти в этой ситуации плюсы и минусы для себя и ребенка. Примером может быть видеосюжет из «Ералаша», где полученной двойкой восхищаются все родственники и решают написать дяде на лесоповал, что «смена растет». На что мальчик отвечает: «Ну, уж нет». И садится за учебники.
( Творческий подход).
В следующем примере ребенок хорошо учится, но получил «2» и очень расстроен.
( Стратегия сотрудничества).
Педагог
подводит итог игры и предлагает участникам
краткий конспект рекомендаций.