Детский коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:57, реферат

Описание

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Содержание

Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
• Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
• Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
• Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
• Основные условия развития коллектива

Работа состоит из  1 файл

Детский коллектив.ppt

— 59.50 Кб (Скачать документ)

Детский коллектив. 
Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса 

Содержание 

 

  •  Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе  
    • Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике  
    • Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива  
    • Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива  
    • Основные условия развития коллектива

Диалектика коллективного  и индивидуального в педагогическом  процессе 

 

  • Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. 
    Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. 
    Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Формирование личности  в коллективе — ведущая идея  в гуманистической педагогике 
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 

 

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась  традиционно педагогической, хотя  отдельные аспекты коллективной  жизни изучались и в рамках  других наук. С начала 60-х гг. интерес  к коллективу в силу изменившихся  социально-политических условий  проявился со стороны всех  общественных наук. Философия исследует  коллектив как социальную общность  людей в его отношении к  личности, закономерности и тенденции  соотношения личного и общественного  интереса и их учет в управлении  развитием общества.  

Особо весомый вклад  в разработку теории и практики  коллектива внес А.С.Макаренко. Он  доказал, что никакой метод не  может быть выведен из представления  о паре: учитель + ученик, а может  быть выведен из общего представления  об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал  стройную концепцию воспитательного  коллектива, пронизанную гуманистическими  идеями. Педагогические принципы, положенные  им в основу организации детского  коллектива, обеспечивали четкую  систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию  каждого члена коллектива. Система  перспективных линий, методика параллельного  действия, отношения ответственной  зависимости, принцип гласности  и другие были направлены на  то, чтобы вызвать лучшее в  человеке, обеспечить ему радостное  самочувствие, защищенность, уверенность  в своих силах, сформировать постоянную  потребность движения вперед. Последовательное  развитие идеи А.С.Макаренко получили  в педагогических трудах и  опыте В.А-Сухомлинского. Усматривая  задачу школы в обеспечении  творческого саморазвития личности  школьника в коллективе, он предпринял  и реализовал удачную попытку  построения целостного педагогического  процесса как единства обучения  и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива  учащихся с педагогическим коллективом. В.А-Сухомлинский в основу своей  воспитательной системы творческого  развития личности положил идею  направленного развития у ребенка  субъектной позиции. В последние  десятилетия педагогические исследования  были направлены на выявление  наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования  воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, МД-Виноградова, А-В.Муд-рик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на  разработку принципов и методов  стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гор-дин, М.П.Шульц и др.), развитие  воспитательных функций коллектива  и самоуправления в нем (В.М.Коротов  и др.), разработку педагогической  инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного  коллектива (Т.А.Ку-ракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как  своеобразную модель общества, отражающую  не столько форму его организации, сколько те отношения, которые  ему присущи, ту атмосферу, которая  ему свойственна, ту систему человеческих  ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством  достижения стоящих перед обществом  воспитательных задач, а для ребенка  он выступает прежде всего  своеобразной средой его обитания  и освоения опыта, накопленного  предшествующими поколениями'. В  настоящее время исследуются  такие вопросы ценностной теории  коллектива, как массовое, групповое  и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими среди которых рассматриваются  приобщение к различным аспектам  культуры, формирование социальной  направленности личности и развитие  творческой индивидуальности членов  коллектива; идентификация и обособление  в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегу 

Роль учебно-воспитательного  коллектива в развитии личности 

 

  • Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
  • Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Сущность и организационные  основы функционирования учебно-воспитательного  коллектива 
Существенные признаки коллектива и его функции 

 

  • На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. 
    Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.
  • Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно стью;воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 

Структура и основные  типы учебно-воспитательных коллективов 

 

  • Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. 
    При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой. 
    Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью. 
    Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; 
    организации обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.

Этапы и уровни развития  учебно-воспитательного коллектива 

 

Коллектив как специально  организованное объединение учащихся  формируется не сразу. Ни одно  объединение людей изначально  не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива  длительный и проходит через  ряд этапов. 
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. 
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. 

Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. 
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Основные условия развития  коллектива 

 

  • В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:
  • в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
  • деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
  • Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.

Информация о работе Детский коллектив