Детский коллектив.
Учебно-воспитательный
коллектив как форма функционирования
целостного педагогического процесса
Содержание
- Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
• Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
• Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
• Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
• Основные условия развития коллектива
Диалектика коллективного
и индивидуального в педагогическом
процессе
- Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Формирование личности
в коллективе — ведущая идея
в гуманистической педагогике
Разработка теории коллектива в трудах
отечественных педагогов
С начала 20-х до 60-х гг.
проблема коллектива считалась
традиционно педагогической, хотя
отдельные аспекты коллективной
жизни изучались и в рамках
других наук. С начала 60-х гг. интерес
к коллективу в силу изменившихся
социально-политических условий
проявился со стороны всех
общественных наук. Философия исследует
коллектив как социальную общность
людей в его отношении к
личности, закономерности и тенденции
соотношения личного и общественного
интереса и их учет в управлении
развитием общества.
Особо весомый вклад
в разработку теории и практики
коллектива внес А.С.Макаренко. Он
доказал, что никакой метод не
может быть выведен из представления
о паре: учитель + ученик, а может
быть выведен из общего представления
об организации школы и коллектива.
Он первым всесторонне обосновал
стройную концепцию воспитательного
коллектива, пронизанную гуманистическими
идеями. Педагогические принципы, положенные
им в основу организации детского
коллектива, обеспечивали четкую
систему обязанностей и прав,
определяющих социальную позицию
каждого члена коллектива. Система
перспективных линий, методика параллельного
действия, отношения ответственной
зависимости, принцип гласности
и другие были направлены на
то, чтобы вызвать лучшее в
человеке, обеспечить ему радостное
самочувствие, защищенность, уверенность
в своих силах, сформировать постоянную
потребность движения вперед. Последовательное
развитие идеи А.С.Макаренко получили
в педагогических трудах и
опыте В.А-Сухомлинского. Усматривая
задачу школы в обеспечении
творческого саморазвития личности
школьника в коллективе, он предпринял
и реализовал удачную попытку
построения целостного педагогического
процесса как единства обучения
и идейной жизни воспитанников,
активного взаимодействия коллектива
учащихся с педагогическим коллективом.
В.А-Сухомлинский в основу своей
воспитательной системы творческого
развития личности положил идею
направленного развития у ребенка
субъектной позиции. В последние
десятилетия педагогические исследования
были направлены на выявление
наиболее эффективных форм организации,
методов сплочения и формирования
воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова,
Л.И.Новикова, МД-Виноградова, А-В.Муд-рик,
О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на
разработку принципов и методов
стимулирования коллективной деятельности
(Л.Ю.Гор-дин, М.П.Шульц и др.), развитие
воспитательных функций коллектива
и самоуправления в нем (В.М.Коротов
и др.), разработку педагогической
инструментовки деятельности коллектива
(Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).
Современная концепция воспитательного
коллектива (Т.А.Ку-ракин, Л.И.Новикова,
А.В.Мудрик) рассматривает его как
своеобразную модель общества, отражающую
не столько форму его организации,
сколько те отношения, которые
ему присущи, ту атмосферу, которая
ему свойственна, ту систему человеческих
ценностей, которая в нем принята.
Детский коллектив является средством
достижения стоящих перед обществом
воспитательных задач, а для ребенка
он выступает прежде всего
своеобразной средой его обитания
и освоения опыта, накопленного
предшествующими поколениями'. В
настоящее время исследуются
такие вопросы ценностной теории
коллектива, как массовое, групповое
и индивидуальное в коллективе,
проблема коллективного целеполагания,
ведущими среди которых рассматриваются
приобщение к различным аспектам
культуры, формирование социальной
направленности личности и развитие
творческой индивидуальности членов
коллектива; идентификация и обособление
в коллективе в их единстве;
единство педагогического руководства,
самоуправления и саморегу
Роль учебно-воспитательного
коллектива в развитии личности
- Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
- Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.
Сущность и организационные
основы функционирования учебно-воспитательного
коллектива
Существенные признаки коллектива и его
функции
- На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.
- Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно стью;воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Структура и основные
типы учебно-воспитательных коллективов
- Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.
Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.
Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности;
организации обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Этапы и уровни развития
учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально
организованное объединение учащихся
формируется не сразу. Ни одно
объединение людей изначально
не проявляет существенных признаков,
которые характеризуют коллектив.
Процесс формирования коллектива
длительный и проходит через
ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование
выступает основным параметром, определяющим
его становление, впервые были обоснованы
А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии
воспитательного коллектива он считал
закономерный переход от категорического
требования педагога до свободного требования
каждой личности к себе на фоне требований
коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего
детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога
к учащимся.
Коллективизм — это чувство солидарности
с группой, осознание себя ее частью, готовность
к действиям в пользу группы и общества.
Воспитание коллективизма в школьном
коллективе достигается различными путями
и средствами: организацией сотрудничества
и взаимопомощи в учебе, труде, общественной
работе; совместным участием школьников
в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
постановкой перед учащимися перспектив
(целей деятельности) и совместным участием
в их осуществлении; активизацией работы
детских и юношеских общественных организаций.
Таким образом, учебно-воспитательный
коллектив — это организованная группа,
в которой ее члены объединены общими
ценностями и целями деятельности, значимыми
для всех детей, и в которой межличностные
отношения опосредствуются социально
и личностно значимым содержанием совместной
деятельности.
Основные условия развития
коллектива
- В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:
- в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
- деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
- Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.