Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:37, реферат
Целью исследования является выявление теоретико-методологических аспектов деятельностного подхода в теории и практике современного образования.
Данная цель обусловливает необходимость решения следующих задач исследования:
- уточнить сущностные характеристики деятельностного подхода в педагогике;
- охарактеризовать основные понятия деятельностного подхода;
- определить методологию деятельностного подхода;
- определить возможности реализации деятельностного подхода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 1. Сущность деятельностного подхода в педагогике……………………….
2. Основные понятия деятельностного подхода…………………………….
3. Принципы как составная часть деятельностного подхода………………
4.Реализация деятельностного подхода в практике обучения и воспитания……..................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….........
Одной из постоянных психологических характеристик является «отход от школы», лихорадочная активность, связанная с разнообразными видами деятельности – общение, участие в молодежных движениях, спорт, художественное творчество. Как последствия подобного «отхода» - пропуск занятий, снижение успеваемости. Воспитатель должен понять и принять это естественное «брожение», сумятицу чувств, стремлений, сомнений. Идет поиск себя, сферы самоопределения, и ученику на помощь в виде сочувствия, поддержки, совета. Поучающие нотации, наказания в этих условиях будут недопустимы.
Юность – процесс
самоотождествления, принятия себя. Это
реализуется посредством
Вместе с тем тенденция к манифестации себя в различных формах, особенно в манере одеваться, двигаться, в своеобразных оценках явлений быта, культуры, имеющих характер эпатажа, стремление выделиться не за счет внутренней культуры, а за счет внешних эффектов нуждаются в постоянном и деликатном обращении к воле, интеллекту, к совести, к стыду, к самолюбию, к эстетическому чувству как методам воспитательного воздействия. Вместе с тем манифестация - это деятельность ценностно-ориентировочная, конечно, в карикатурной форме. И это воспитатель обязан учитывать, видеть в ней форму поиска себя, способ самоутверждения.
Наряду с самоотождествлением к
Таким образом, не смотря на реальный «отход» от школы, как в предметной, так и в ценностно-смысловой деятельности, учитель – воспитатель старшеклассников продолжает организовывать и управлять различными типами, видами и формами деятельности в интересах становления субъектности человека. Пространство организации и управления отнюдь не сокращается, а, наоборот, расширяется за счет обращения внутренних видов деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным методологическим и методическим положением на данном этапе становления субъектности личности является осознание, осмысление того факта, что все причуды, весь эгоизм, вся самовлюбленность и не послушность ранней юности структурируются вокруг главного – вокруг ценностно-ориентировочной, ценностно-смысловой деятельности по самоопределению. Это и составляет сущность типа деятельности в ранней юности. Этот факт выступает основным ориентиром всей предшествующей воспитательной деятельности, способствующей становлению личности в качестве субъекта своей жизни, своей позиции, своего поиска места в обществе, то есть самоопределения.
Деятельностный подход ориентируется на сенситивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
Деятельностный подход в обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
Специфика деятельностного подхода в воспитании и обучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. - М.: Педагогика. - 1995. – 468 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Прогресс. - 1969. – 137 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. / под. общ. ред. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1976. – 550 с.
4. Бажанов В. А. Эпистемология и философия науки // Вопр. Философии -2007. - № 3. - с. 14.
5. Бережной Н. М. Диденко В. Д Человек и его потребности. М.: Просвещение, 1996. – 212 с.
6. Беликов В. А Образование. Деятельность. Личность. - М.: Академия Естествознания, 2010. – 174 с.
7. Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии. Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 263 с.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996. – 248 с.
9. Дьюи Дж. Школа будущего / пер. с англ. – М.: Госиздат, 1996. – 198 с.
10. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. – М.: Педагогика, 2000. – 194 с.
11. Каган М. С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974 – 328 с.
12. Калугина Т. Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. - 87 с.
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
14. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С. Вишнякова - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. - 367 с.
15. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии – 1999. - № 2. – С. 64-76.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1977. – 379 с.
17. Леонтьев А. А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ - 1978. - №5. – С. 34 - 41
18. Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии - 1972. - №10 – С. 65 - 77.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Сфера, 1956. – 457 с.
20. Педагогический словарь: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. - Т.1- 774 с.
21. Реан А. А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
22. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ под ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1- 608 с.
23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Сфера, 1997. - 237 с.
24. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
25. Словарь - справочник по социальной психологии / сост. В. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
26. Сурмава А. В Принципы рефлексивной теории деятельности (тезисы) // Сборник материалов научно-практической конференции "Психология образования: проблемы и перспективы". - М.: Прогресс, 2003 г. - С. 75 - 76.
27. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
28. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии: НПО “Модек”, 1995. – 232 с.
Информация о работе Деятельностный подход в теории и практике современного образования