Деятельностный подход в теории и практике современного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:37, реферат

Описание

Целью исследования является выявление теоретико-методологических аспектов деятельностного подхода в теории и практике современного образования.
Данная цель обусловливает необходимость решения следующих задач исследования:
- уточнить сущностные характеристики деятельностного подхода в педагогике;
- охарактеризовать основные понятия деятельностного подхода;
- определить методологию деятельностного подхода;
- определить возможности реализации деятельностного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 1. Сущность деятельностного подхода в педагогике……………………….
2. Основные понятия деятельностного подхода…………………………….
3. Принципы как составная часть деятельностного подхода………………
4.Реализация деятельностного подхода в практике обучения и воспитания……..................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….........

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Одной из постоянных психологических характеристик является «отход от школы», лихорадочная активность, связанная с разнообразными видами деятельности – общение, участие в молодежных движениях, спорт, художественное творчество. Как последствия подобного «отхода» - пропуск занятий, снижение успеваемости. Воспитатель должен понять и принять это естественное «брожение», сумятицу чувств, стремлений, сомнений. Идет поиск себя, сферы самоопределения, и ученику на помощь в виде сочувствия, поддержки, совета. Поучающие нотации, наказания в этих условиях будут недопустимы.

Юность – процесс  самоотождествления, принятия себя. Это  реализуется посредством обособления  в деятельности личности ответственности  за ее результаты. Важными методами удовлетворения потребностей в самоотождествлении являются различные поручения, связанные с постоянной естественной деятельностью в рамках школы, микрорайоне. Принятие себя, самоидентификация нуждается в одобрении, поощрении, равно как и в предостережении, но не в нелицеприятной критике и насмешке.

Вместе с тем тенденция к манифестации себя в различных формах, особенно в манере одеваться, двигаться, в своеобразных оценках явлений быта, культуры, имеющих характер эпатажа, стремление выделиться не за счет внутренней культуры, а за счет внешних эффектов нуждаются в постоянном и деликатном обращении к воле, интеллекту, к совести, к стыду, к самолюбию, к эстетическому чувству как методам воспитательного воздействия. Вместе с тем манифестация - это деятельность ценностно-ориентировочная, конечно, в карикатурной форме. И это воспитатель обязан учитывать, видеть в ней форму поиска себя, способ самоутверждения.

Наряду с самоотождествлением как ценностно-ориентировочной, поисковой активности имеет место и деятельность по отождествлению. Реальным партнером по общности, с которым юноша или девушка себя отождествляют, нередко выступает учитель как общественный взрослый. Личностный пример как метод воспитания становится постоянно действующим фактом, определяющим характер отождествления.

Таким образом, не смотря на реальный «отход» от школы, как в предметной, так и в ценностно-смысловой деятельности, учитель – воспитатель старшеклассников продолжает организовывать и управлять различными типами, видами и формами деятельности в интересах становления субъектности человека. Пространство организации и управления отнюдь не сокращается, а, наоборот, расширяется за счет обращения внутренних видов деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Важным методологическим и методическим положением на данном этапе становления субъектности личности является осознание, осмысление того факта, что все причуды, весь эгоизм, вся самовлюбленность и не послушность ранней юности структурируются вокруг главного – вокруг ценностно-ориентировочной, ценностно-смысловой деятельности по самоопределению. Это и составляет сущность типа деятельности в ранней юности. Этот факт выступает основным ориентиром всей предшествующей воспитательной деятельности, способствующей становлению личности в качестве субъекта своей жизни, своей позиции, своего поиска места в обществе, то есть самоопределения.

Деятельностный подход ориентируется на сенситивные периоды  развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны»  к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

Деятельностный подход в обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Специфика деятельностного  подхода в воспитании и обучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. - М.: Педагогика. - 1995. – 468 с.

2.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Прогресс. - 1969. – 137 с.

3. Аристотель. Сочинения:  в 4 т. Т. 1. / под. общ. ред. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1976. – 550 с.

4.  Бажанов В. А. Эпистемология и философия науки // Вопр. Философии -2007. - № 3. -  с. 14.

5. Бережной Н. М. Диденко В. Д Человек и его потребности. М.: Просвещение, 1996. – 212 с.

6. Беликов В. А Образование. Деятельность. Личность. - М.: Академия Естествознания, 2010. – 174 с.

7. Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии. Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 263 с.

8.  Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996. – 248 с.

9.  Дьюи Дж. Школа будущего / пер. с англ. – М.: Госиздат, 1996. – 198 с.

10. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. – М.: Педагогика, 2000. – 194 с.

11.  Каган М. С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974 – 328 с.

12. Калугина Т. Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. - 87 с.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

14. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С. Вишнякова - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. - 367 с.

15. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии – 1999. - № 2. – С. 64-76.

16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1977. – 379 с.

17. Леонтьев А. А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ  - 1978. - №5. – С. 34 - 41

18. Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии - 1972. - №10 – С. 65 - 77.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Сфера, 1956. – 457 с.

20. Педагогический словарь: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. - Т.1- 774 с.

21. Реан А. А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

22. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ под ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1- 608 с.

23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Сфера, 1997. - 237 с.

24. Сластенин В. А., Исаев И. Ф.  Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

25. Словарь - справочник по социальной психологии / сост. В. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

26. Сурмава А. В Принципы рефлексивной теории деятельности (тезисы) // Сборник материалов научно-практической конференции "Психология образования: проблемы и перспективы". - М.: Прогресс, 2003 г. - С. 75 - 76.

27. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

28. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии: НПО “Модек”, 1995. – 232 с.




Информация о работе Деятельностный подход в теории и практике современного образования