Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:25, контрольная работа
Целью работы является исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение[17].
В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию.
В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.
В профилактике и преодолении тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
1. Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.
2. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка
// Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
4. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал – 1997, № 2.
5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. – 1993, – № 1.
6. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.
7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с.
8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
10. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.
11. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
12. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.
13. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.
14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.
15. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.
16. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1997.
18. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.
19. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика,1992.
20. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
21. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 1996, № 1.
22. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.
24. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
[1] Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
[2] Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.
[3] Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
[4] Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.
[5] Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.
[6] Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал – 1997, № 2.
[7] Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
[8] Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
[9] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
[10] Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.
[11] Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.
[12] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
[13] Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.
[14] Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
[15] Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.
[16]Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка
// Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
[17] Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с.