Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:04, статья

Описание

Имея в своем распоряжении «Лего»-кабинет, педагоги школы № 485 составили план интегрированных логопедических занятий, в которых каждая лексико-грамматическая тема сопровождалась игрой. Применение «Лего» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения.

Работа состоит из  1 файл

коррекция с пом игр.docx

— 14.14 Кб (Скачать документ)

Состав учащихся общеобразовательных школ за последнее  время претерпел значительные изменения. С каждым годом в начальных  классах увеличивается число  детей с различными откло нениями  в речевом развитии, а также  с недостаточной сформированностью  высших психических функций (ВПФ).

Последняя может  проявляться как изолированно, так (чаще) и в комплексе, что ведет  к значительному снижению обучаемости  и усвоения материала. Трудности, возникшие  в процессе школьного обучения, без  своевременной квалифицированной  коррекционно-развивающей работы, как  правило, перерастают в хроническую  неуспеваемость. Известно, что длительная неуспеваемость или отвержение новой  социальной позиции способствуют формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей, угасанию интереса к учебной деятельности.

Поэтому для преодоления  трудностей в становлении личности детям, обучающимся в общеобразовательной  школе № 485, оказывается комплексная  психолого-педагогическая и логопедическая помощь. Чтобы адаптация, обучение и  коррекция были более эффективными, во все эти процессы привнесены элементы игры. Кто-то может возразить, что  в школе у детей ведущая  деятельность – учебная, а игровая  была таковой в дошкольном возрасте, но вся история развития человечества, его культуры и составной ее части  – образования, говорит о высочайшем назначении игры как способа адаптации  ребенка к реалиям взрослой жизни.

В настоящее время  появилось целое направление  в педагогической науке – игровая  педагогика, считающая игру ведущим  методом воспитания и обучения детей  дошкольного и младшего школьного  возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Имея в своем  распоряжении «Лего»-кабинет, педагоги школы № 485 составили план интегрированных  логопедических занятий, в которых  каждая лексико-грамматическая тема сопровождалась игрой. По такому же принципу планировалась  работа с воспитанниками старшей  и подготовительной группы московского  детского сада компенсирующего вида № 1743.

В 2002/03 учебном году после апробации системы занятий  был сделан вывод, что с помощью  «Лего»-конструктора можно проводить  занятия, предполагающие как объяснение нового материала, так и повторение и закрепление пройденного. Помогают воплотить задуманное четкая классификация  и систематизация комплекта «Лего»-конструктора по тематическим разделам: «Дом», «Семья», «Ферма», «Зоопарк», «Транспорт», «Аэропорт» и др. Применение «Лего» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как  способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

постановке и автоматизации  звуков в ходе игры;

развитию сенсорных  представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и их оттенки: серый, голубой, розовый и т.д.);

овладению звуко-буквенным  анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых  и мягких согласных);

формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений  письма);

развитию и совершенствованию  высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев  и кистей рук (оказывает стимулирующее  влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что  в свою очередь стимулирует развитие речи);

сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии  друг к другу;

формированию и  закреплению определенных «саногенных  состояний» (например психического состояния  успеха). 

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны  ребятам, но и стимулируют их к  дальнейшей работе и саморазвитию, что при традиционной системе  оценки их труда сделать очень  непросто. Дети чувствительны и легко  возбудимы, а «Лего» позволяет им в процессе игры пережить всю гамму  настроений и положительных эмоций. Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной  стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным  лидером в созданной ситуации. Но главное – игра дает детям  обретение уверенности в себе.

Наряду с применением  «Лего», при изучении нового материала  и для закрепления полученных знаний, в школе № 485 используется и собственная разработка – пособие  «Палитра», созданное на основе немецкого  дидактического материала «Paletti». Эта  методика позволяет наиболее полно  использовать учебное время и  не вызывает психологических трудностей, нередко возникающих у детей  при устных ответах. Педагог же, помимо закрепления материала, с его  помощью может определить степень  усвоения программы каждым ребенком, вы-явить пробелы в знаниях  по данной теме и продумать направления  работы с ним. С этой целью созданы  индивидуальные иллюстративные приложения, которые охватывают наиболее проблемные вопросы нарушений письменной и  устной речи. Занима ясь с пособием «Палитра», дети после выполнения задания (размещения фишек соответствующих  цвета и формы в выемках  на «дощечке-палитре») могут проверить  результаты в режиме реального времени, сопоставив свои ответы с правильными, расположенными на обратной стороне  карточки. Перевернутая карта ложится  в единственно возможном варианте.

Эффективность данного  дидактического материала позволила  использовать его практически для  всех тем, изучаемых на логопедических занятиях в начальной школе. Частично методическое пособие «Палитра»  используется и в ДОУ компенсирующего  вида.

Информация о работе Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи