Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:04, статья
Имея в своем распоряжении «Лего»-кабинет, педагоги школы № 485 составили план интегрированных логопедических занятий, в которых каждая лексико-грамматическая тема сопровождалась игрой. Применение «Лего» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения.
Состав учащихся
общеобразовательных школ за последнее
время претерпел значительные изменения.
С каждым годом в начальных
классах увеличивается число
детей с различными откло нениями
в речевом развитии, а также
с недостаточной
Последняя может
проявляться как изолированно, так
(чаще) и в комплексе, что ведет
к значительному снижению обучаемости
и усвоения материала. Трудности, возникшие
в процессе школьного обучения, без
своевременной
Поэтому для преодоления
трудностей в становлении личности
детям, обучающимся в
В настоящее время
появилось целое направление
в педагогической науке – игровая
педагогика, считающая игру ведущим
методом воспитания и обучения детей
дошкольного и младшего школьного
возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер,
З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко
утвердилась взаимосвязь
Имея в своем распоряжении «Лего»-кабинет, педагоги школы № 485 составили план интегрированных логопедических занятий, в которых каждая лексико-грамматическая тема сопровождалась игрой. По такому же принципу планировалась работа с воспитанниками старшей и подготовительной группы московского детского сада компенсирующего вида № 1743.
В 2002/03 учебном году
после апробации системы
развитию лексико-
постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и их оттенки: серый, голубой, розовый и т.д.);
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);
сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу;
формированию и
закреплению определенных «саногенных
состояний» (например психического состояния
успеха).
Как показала практика,
все эти занятия не просто интересны
ребятам, но и стимулируют их к
дальнейшей работе и саморазвитию,
что при традиционной системе
оценки их труда сделать очень
непросто. Дети чувствительны и легко
возбудимы, а «Лего» позволяет им
в процессе игры пережить всю гамму
настроений и положительных эмоций.
Конструктор дает возможность экспериментировать
и создавать собственный
Наряду с применением
«Лего», при изучении нового материала
и для закрепления полученных
знаний, в школе № 485 используется
и собственная разработка – пособие
«Палитра», созданное на основе немецкого
дидактического материала «Paletti». Эта
методика позволяет наиболее полно
использовать учебное время и
не вызывает психологических трудностей,
нередко возникающих у детей
при устных ответах. Педагог же, помимо
закрепления материала, с его
помощью может определить степень
усвоения программы каждым ребенком,
вы-явить пробелы в знаниях
по данной теме и продумать направления
работы с ним. С этой целью созданы
индивидуальные иллюстративные приложения,
которые охватывают наиболее проблемные
вопросы нарушений письменной и
устной речи. Занима ясь с пособием
«Палитра», дети после выполнения задания
(размещения фишек соответствующих
цвета и формы в выемках
на «дощечке-палитре») могут проверить
результаты в режиме реального времени,
сопоставив свои ответы с правильными,
расположенными на обратной стороне
карточки. Перевернутая карта ложится
в единственно возможном
Эффективность данного дидактического материала позволила использовать его практически для всех тем, изучаемых на логопедических занятиях в начальной школе. Частично методическое пособие «Палитра» используется и в ДОУ компенсирующего вида.