Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Цель: изучить роль дидактических игр на уроках математики в начальных классах.
Задачи:
Рассмотреть методику проведения дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Выявить место и время проведения дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Выяснить влияние дидактических игр на развитие мышления, вычислительных навыков младших школьников
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Дидактические игры в начальном курсе математики
1.1 Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр ………………...6
1.2 Дидактические игры в обучении математике младших школьников……………………………………………………………….10
1.3 Применение дидактических игр на уроках математики…………..21
1.4 Использование дидактических игр в группе продлённого дня и во внеклассных мероприятиях……………………………………………...26
Глава 2. Особенности использования дидактических игр на уроках математики
2.1 Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала…………………………………………………………33
2.2 Способы использования дидактических игр при закреплении материала……………………………………………………………...….41
2.3 Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся…………………………………..……………………..50
Заключение.....................................................................................................55
Литература ……………………………………………………………….56
Приложение……………………………………
Оглавление
Игра
- это жизненная лаборатория
Проблемы
методов обучения сегодня приобретают
все большее значение. Этой проблеме
посвящено множество
Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферу, отсюда и разностороннее влияние ее на развитие ребенка.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. А. С. Макаренко, говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
На уроках математики с младшими школьниками игра занимает большое место. Это главным образом дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и др. Целенаправленное включение игры на уроках математики повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В процессе дидактической игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В то же время учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдение определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включиться в детскую игру - тоже один из показателей педагогического мастерства. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми. Какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Темы
I класс Сравнение
предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления
движения: слева направо, справа налево,
сверху вниз, снизу вверх. Временные
представления: сначала, потом, до, после,
раньше, позже. Сравнение
групп предметов: больше, меньше, столько
же, больше (меньше) на. Числа от 1 до 10. Название,
последовательность и обозначение
чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных
предметов и их изображений, движений,
звуков, углов и сторон треугольника,
четырехугольника и. т.д.). Число
0 и его обозначение. Сравнение чисел.
Получение числа прибавлением 1 к предедущему
числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следуещего за ним при счете.
|
1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие). 1)" Пирамидки"
(из кубиков, колец, 2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.). 3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие). 2. Уточнение пространственных представлений. 1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет). 2)"Назови
соседей" (сначала соседей, сидящих
на партах слева, справа, перед,
за вызванным учеником, а затем
соседей одной из игрушек, 3) Физкультминутки
по командам учителя (с 3. Уточнение временных представлений. 1)"Что сначала, что потом?" 2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются). 3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.). 4. Сравнение групп предметов. 1)"Найди пару". 2)"Хватит ли?" 3)"Больше?
Меньше? Столько же?" (с использованием
разнообразного счетного материала). 1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.). 3) Счет под ритмическое постукивание и т.д. 4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов). 1. Подготовка к изучению чисел и решению задач. 1)"Найди пару" 2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие). 3)"Больше?
Меньше? Столько же?" (с использованием
разнообразного счетного 4)"Нанизывай
бусы" (рисование бусинок - кружков
разного цвета, например желтой и т.д.). 5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2. Подготовка к записи цифр и примеров. 1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие). 2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом). 3)"Орнаменты"
(рисование в тетради 3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10. 1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа). 2)"Назови
соседей" (число, предшествующее,
и число следующее за данным
при счете). |
Глава 2. Особенности использования дидактических игр на уроках математики
2.1. Особенности использования дидактических игр
при
объяснении нового материала
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика
показывает, что занимательный материал
применяется на разных этапах усвоения
знаний: на этапах объяснения нового материала,
его закрепления, повторения, контроля.
Использование дидактических
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру «Составим поезд»:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры; учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: «Два да один - это три». Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного - это два. Два без одного - это один»1.
На основе использования игры «Составим поезд» учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить, ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Также
при знакомстве детей с приёмом
образования чисел можно
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».
Средства обучения; изучение животных.
Содержание игры; учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.1
При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры «Лучший счётчик», «Хлопки». С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру, (учитель задаёт ритм хлопков).
Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счётчик», «Число и цифру знаю я».
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем спрашивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
Работа над составом числа начинается в разделе «Нумерация чисел первого десятка». Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 0+10=10 10 + 0=10
1 + 9 =10 9+ 1 =10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».
При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:
1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра «Составим поезд».
2.
Образование чисел из десятков
и единиц. Здесь можно предложить
игру «Математическая эстафета»
3.
Анализ состава чисел в
4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру «Стук-стук» (описание игры в п.З).
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения; 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка».
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы «Спор цифр» и «Как запутался Серёжа?».
Серёжа
научился писать числа в пределах
сотни. Однажды вечером отец положил
перед Серёжей на стол 4 палочки слева
и один десяток связанных пало-
чек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?
«Спор цифр». Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ни-че-го - сказала пятёрка.
- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала ... (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! - Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она ... (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5-5=... , 7-7=...? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я
больше всех значу, - заявила девятка,
- я не какая-то единица.
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь? Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось
(79).
- Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась... Учитель спрашивает:
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
Примечание: на уроке инсценировку «Спор цифр» может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.
На уроке по теме «Состав числа 5» можно проводить дидактическую игру «Подарки Петрушки»:
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание
игры: учитель сообщает, что на урок
в гости пришёл Петрушка с воздушными
шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка
и Весёлый Карандаш (на доску крепятся
иллюстрации с изображением сказочных
героев). Петрушка решил подарить шары
Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он
может подарить их?
2.2. Способы использования дидактических игр при закреплении материала.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков) учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
«Цепочка» Содержание игры; учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.
Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: "Арифметический лабиринт", "Угадай-ка!", Эстафета". Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно предложить игру "Контролёры".
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один - первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 — прибавил 1,7 — прибавил 2, 8 — прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: "Восемь -это...", ученики продолжают: "Пять и четыре". Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры "Сколько палочек в другой руке?", "Хлопки".
"Сколько палочек в другой руке?"
Дидактическая цель; закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки - в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой - пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.
"Хлопки"
Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.
Содержание
игры: учитель вызывает двух детей
к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает
единицы, а стоящий справа - десятки. Учитель
называет двузначное число, правый ученик
хлопками обозначает число единиц в этом
числе, а левый - число десятков. Все остальные
ученики выполняют роль контролёров. Они
сигналят, если десятичный состав числа
показан учениками неверно.
Как уже упоминалось в п.2 при изучении нумерации чисел в пределах 20 выделяют 4 этапа. Один из этапов - это письменная нумерация чисел в пределах 20. Здесь можно предложить игру "Стук-стук".
Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:
Десятки | Единицы |
Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Для закрепления навыков счёта можно предложить игру "Слушай и считай":
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа - меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому - 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
В теме "Нумерация чисел первой сотни" для усвоения порядка следования чисел при счёте, порядковых и количественных отношений между смежными числами можно использовать игры "Считай дальше с любого числа", "Назови соседей числа","Кто быстрей сосчитает? ".
"Считай дальше с любого числа"
Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).
"Назови соседей числа"
Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча - большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа - 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа
10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький - то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
"Кто быстрей сосчитает?"
Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.
Примерный вид плаката:
90 | 75 | 71 | 63 | 66 |
67 | 82 | 86 | 68 | 76 |
87 | 61 | 73 | 89 | 81 |
74 | 88 | 65 | 77 | 84 |
80 | 69 | 78 | 62 | 70 |
64 | 83 | 72 | 79 | 85 |
Также
на этапе закрепления можно
"Загадка"
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры: учитель загадывает загадку "Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?". Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
5 ед. | 6 ед. | 8ед. | |
3 дес. | К | Д | Ч |
7 дес. | Т | Л | М |
9 дес. | И | Ю | Ё |
76, 98, 75, 38, 95, 35
Ответ: лётчик.
"Гном"
Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад - об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.
4 | 5 | 7 | |
80 | В | Ё | П |
50 | Д | Р | М |
20 | О | О | Е |
84, 87, 27, 55, 85, 54
Ответ: вперёд.
"По порядку номеров"
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего - два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
"Сбежавшие числа"
ряду.
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном
Материал
игры: таблички с числами.
1 | 3 | 6 | 9 |
11 | 13 | 16 | 19 |
2 | 6 |
10 | 14 |
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты -из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.» Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
При закреплении темы «Двузначные числа» проводится игра «Рыболовы»:
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет - рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
При изучении и закреплении темы «Числа от 21 до 100» можно использовать игру «Весёлый счёт» или «Борьба за цифру».
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.
Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.
Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.
Пример таблицы
14 | 8 | 12 | 4 | ||||||||
10 | 23 | 1 | 15 | ||||||||
3 | 17 | 21 | 7 | ||||||||
2.3. Особенности применения дидактических игр
при обобщении знаний учащихся
На
этапе обобщения знаний целесообразно
проводить уроки в форме
При обобщении темы «Нумерация чисел в пределах 20» можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра «Поймай бабочку»:
Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.
Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.
Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра в «Магазин»:
Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.
Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб - цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.
Также при обобщении знаний по теме «Нумерация чисел в пределах 100» можно использовать следующие игры:
"Войди в ворота"
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1,2, ... , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.
Учитель школы №147 г.Санкт-Петербурга Е.А.Бочек на уроке обобщения знаний использовала игру-соревнование "Если вместе, если дружно" в 1 классе.16 Особенность этой игры - эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.
Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.
Ход
игры: учитель объявляет, что урок
пройдёт в виде игры под девизом "Если
вместе, если дружно". Класс делится
на две команды. Обе команды носят имена
великих математиков прошлого: "Пифагоры",
"Архимеды" (желательны эмблемы).
Учитель предупреждает, что соревнования
будут эстафетными, поэтому будьте готовы
проявить взаимопонимание и взаимовыручку.
Эстафета №1 "Очень длинный пример"
На доске
написаны примеры. Каждый ученик из команды
подбегает к доске по очереди, решает один
пример и передаёт эстафету следующему.
Кто быстрее и правильнее решит весь пример?
Эстафета №2 "Собери робота"
Участники
команд берут из корзин геометрические
фигуры (круги, треугольники, квадраты
и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась
фигура, напоминающая робота. У кого робот
получится лучше?
Эстафета №3 "Каждому по примеру"
Количество
примеров на доске соответствует
числу участников команды. Участники
команд по очереди подбегают к доске
и решают по одному примеру(на выбор). Побеждает
команда, которая быстро и без ошибок решит
все примеры.
Эстафета №4: "Найди цифру"
На доске
два плаката, где в беспорядке
прикреплены цифры от 1 до 30. Участники
команд по очереди снимают цифры
по порядку и составляют числовой ряд.
Побеждает команда, первая и правильно
построившая полный числовой ряд.
Эстафета №5: "Без права на ошибку"
Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш. Ведущий читает задачу:
1. На одной жужаре к нам приехали 15 мямзиков, а на другой - на 7 мям-зиков меньше. Сколько мямзиков приехало к нам на второй жужаре?
2. Когда
Слюник видит, что кто-то
Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается.
Затем выстраивается другая команда и решает следующие задачи:
3. У
Кости было 20 больших хрямзиков
и 7 маленьких. Когда он узнал,
что это такое, он всё
4. Волк съел на своём Дне рождения трёх поросят, семерых козлят и одну Красную шапочку. Сколько сказочных героев съел Волк?
Побеждает
команда, давшая большее количество
верных ответов.
Эстафета №6: "Математическая сказка"
Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда «Однажды в математическом королевстве случилась беда...», вторая команда «У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей...»
После подводятся итоги урока. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение. Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры можно решить.
Если такая игра проводится в классе впервые, то учителю надо заранее позаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости помогли бы погасить возможные конфликты.
При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.
Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.
Важный педагогический момент игры - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.
Также
при обобщении знаний детей довольно
эффективно проходят игры «Освободи
птичку» и «Незадачливый
Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.
Содержание игры: птички находятся в клетке. Учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед. и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
Дидактическая цель; обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
43= + 3 = 20 + 9 57 = 50 +
35 = 3 5 1 = 10 + 5 4 = 40 +
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель
предлагает следующую ситуацию: «Ребята,
Медвежонок решил примеры на кленовых
листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись.
Очень расстроился Медвежонок. Как же
теперь быть? Надо помочь ему. Ребята по
очереди выходят к доске, ищут листочки
с правильными ответами и заполняют ими
пропуски. Данные игры помогают понять,
насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный
материал.
В процессе работы над темой, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Было выявлено, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература
Приложение№1
Конспект урока по математике
1класс
Тема: «Закрепление изученного материала ± 1, 2, 3»
Цели:
Форма организации: урок
Оборудование: изображение ёлки, новогодних украшений
Методы и приёмы: наглядный метод, беседа
Время проведения: 45 минут
Место
проведения: класс
|
Ход
урока
Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный
урок математики. Сегодня мы будем украшать
новогоднюю ёлку. Как вы видите, на боковой
доске висят игрушки. Вы будете по очереди
подходить к доске, снимать игрушку, читать
написанное на ней задание и вешать на
ёлку. (Ребёнок подходит к доске, снимает игрушку и читает: «игра «Заколдованный лес») Ребята, посмотрите на доску. Вам нужно заполнить пропуски.
Снимаем следующую игрушку. («№1») Открываем учебник на странице 4. читаем упражнение №1(задача) - Ребята, сколько на ёлке было шаров? (5) - Что сделал Коля? (повесил еще 3) - Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько шаров осталось на ёлке? (к 5 прибавить 3) Запишем решение в тетрадь 5+3=8 Снимаем следующую игрушку. «№2» Читаем задачу. - Сколько мандарин было в подарке у Маши? (4) - Сколько съела? - Как узнаем, сколько мандарин осталось? (из 4-х отнять 1) Верно. Запишем пример. 4-1=3
Украшаем
ёлку следующей игрушкой. Какое задание
на ней написано? («Проведи физминутку») Снимаем
следующую игрушку(«№4 решите примеры») 4+2=8 8-1=7 7+2=9 10-1=9 4+3=7
8-2=6 7+3=10 10-2=8 Снимаем последнее украшение. («Работа в тетрадях с печатной основой») Открываем тетради с печатной основой. Первое задание: раскрасить клоуна. Второе
задание: продолжить писать ряд чисел. Ребята,
вы украсили нашу ёлку и выполнили
все задания. Поздравляю вас с
наступающим праздником и желаю
хорошо провести каникулы. На этом урок окончен. |
Приложение№2
Конспект урока по математике
2класс
Тема: «Сложение и вычитание вида «35+5», «35-20», 35-5»
Цели:
Форма организации: урок
Оборудование: изображение цифры «0», счетные палочки
Методы и приёмы: наглядный метод, беседа, рассказ
Время проведения: 35 минут
Место
проведения: класс
|
Ход
урока Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Проверим вашу готовность
к уроку. У вас должны быть на парте:
учебник, тетрадь, пенал. Всё лишнее убираем. Урок мы начнём с минутки чистописания. Цифра вроде буквы «О»- Это нуль, иль ничего. Круглый нуль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Напишите
строчку цифры 0. Молодцы ребята. Теперь сыграем в игру «Кто быстрее » Я буду кидать ученику мяч и задавать вопрос. Задача ученика: поймать мяч и как можно быстрее ответить на вопрос, кидая мяч обратно мне. Вопросы:
Молодцы, ребята. Быстро ответили на все вопросы. Ребята, сегодня я научу вас решать новые примеры. Посмотрите, у меня в руках 40 палочек. Сколько это десятков?(4) мне нужно прибавить 6 единиц. Сколько мне надо взять палочек?(6) сколько у меня палочек?(46) Запишем пример: 40+6=46 Теперь мне нужно вычесть 6 единиц, что мне нужно сделать? (убрать 6 палочек) сколько десятков осталось?(4) запишем пример: 46-6=40 Мы можем сделать вывод, что из единиц вычитаем единицы. Теперь от 46 отнимем 30, т.е. мы убираем 3 пучка. Что остаётся? (1 десяток, 6 единиц) 46-30=16 Значит,
из десяток вычитаем десятки. Откройте
учебник на странице 14. посмотрите на
примеры у красной черты. Прочитаем
эти примеры (к трём десяткам прибавляем
5 единиц, получаем 3 десятка и 5 единиц
и т.д.) Выполняем упражнение 1 у доски. 40+3=43 24-20=4 39-30=9 10+7=17 57-7=50
55-5=50 6+70=76 19-9=10 Вы устали,
проведём физминумку. Выполняем
№2. прочитайте задание. Составьте примеры
(25-10=15, 11+50=61) Решаем задачу №4 Прочитайте её. - О чем говориться в задаче? (о юбке и платье) - Сколько
метров ткани уходит на юбку?( - На платье? (на 2м больше, чем на юбку) - Что нужно найти? (сколько метров ткани потратили на юбку и платье) - Во
сколько действий решается Составим краткую запись Юб. – 2м ? м П. - ?, на 1м 1) 2+1=3 (м) – потребуется на платье 2) 3+2=5 (м) – всего понадобиться ткани Ответ:
5м ткани. Выполним упражнение 5 3+7-2=8 8+9-4=13 82-80+3=5
76-70+2=8 Запишите домашнее задание: №6 - Ребята, что нового узнали на уроке? - Какие правила вычитания и сложения вы сегодня узнали? На этом урок окончен. Все свободны. |
Приложение№3
Конспект урока по математике
3класс
Тема: «Квадратный сантиметр»
Цели:
Форма организации: урок
Оборудование: схемы, полоски, квадраты с площадью 1 квадратный сантиметр
Методы и приёмы: наглядный метод, беседа, рассказ
Время проведения: 45 минут
Место
проведения: класс
Информация о работе Дидактические игры в начальном курсе математики