Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:12, контрольная работа
Цель: Показать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";
2. "Логическая классификация" - модифицированная методика (Лурия А.Р. - Карпова С.Н. для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени).
3. Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта - стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.
Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут.
Содержание используемых методик состояло в следующем:
Первоначальная стандартизация методики Гудинаф была осуществлена в 1926 году. С тех пор вплоть до 1963 года тест использовался без существенных изменений и приобрёл за это время широкую популярность. С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провёл новую стандартизацию метода. С этого времени тест "Нарисуй человека" известен как тест Гудинаф-Харриса. Основное внимание в тесте уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребёнка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребёнок выделил в нём как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребёнка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребёнка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления. Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребёнка. В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные теста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребёнка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтверждённую высокую надёжность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребёнка. В силу того, что большинство дошкольников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.