Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа
Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
1 Введение 3
2 Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих
методов воспитания 4
3 Классификация методов воспитания 10
4 Выбор методов воспитания 12
5 Методы организации деятельности 16
6 Заключение 28
7 Литература 29
Требования вызывают
положительную, отрицательную или нейтральную
(безразличную) реакцию воспитанников.
В этой связи выделяются позитивные и
негативные требования. Прямые приказания
большей частью негативны, так как почти
всегда вызывают отрицательную реакцию
воспитанников. К негатив-ным косвенным
требованиям относятся осуждения и угрозы.
Они обычно рождают лицемерие, двойственную
мораль, фор-мируют внешнюю покорность
при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления
различают непосредственное и опосредованное
требование. Требование, с помощью которого
воспитатель сам добивается от воспитанника
нужного поведе-ния, называется непосредственным.
Требования воспитанни-ков друг к другу,
«организованные» воспитателем, -- опосредо-ванные
требования.
Приучение -- это интенсивно
выполняемое упражнение. Его применяют
тогда, когда необходимо быстро и на высоком
уровне сформировать требуемое качество.
Нередко приучение сопровождается болезненными
процессами, вызывает недо-вольство. На
жестком приучении основываются все казармен-ные
системы воспитания, например армейская,
где этот метод сочетается с наказанием.
Использование метода
приучения в гуманистических систе-мах
воспитания обосновывается тем, что некоторое
насилие, неизбежно присутствующее в этом
методе, направлено на бла-го самого человека,
и это единственное насилие, которое мо-жет
быть оправдано. Гуманистическая педагогика
выступает против жесткого приучения,
противоречащего правам человека и напоминающего
дрессировку, требует по возможности смяг-чения
этого метода и использования его в комплексе
с други-ми, прежде всего игровыми. Приучение
плюс игра -- влияние действенное и гуманное.
Приучение применяется
на всех этапах воспитательного процесса,
но наиболее эффективно оно на ранней
стадии. Ус-ловия правильного применения
приучения следующие.
1. Ясное представление
о цели воспитания у самого воспи-тателя
и его воспитанников. Если воспитатель
плохо понимает, для чего он стремится
прививать те или иные качества, будут
ли они полезны человеку в жизни, если
его воспитанники не видят смысла в тех
или иных действиях, то приучение возмож-но
лишь на основе беспрекословного повиновения.
Толка не будет, пока ребенок не поймет,
что это ему необходимо.
2. Приучая, надо четко
и ясно формулировать правило, но не давать
казенно-бюрократические указания типа
«Будь веж-ливым», «Люби свою родину».
Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди
оценили твою неотразимую улыбку -- вычисти
зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные
уши отпугивают лю-дей»; «Приветствуй
соседа -- и он будет вежлив с тобой».
3. На каждый отрезок
времени должен быть выделен опти-мальный
объем действий, посильных для воспитанников.
Для выработки привычки необходимо время,
торопливость здесь не приближает, а отдаляет
цель. Вначале надо позаботиться о точ-ности
выполнения действий и лишь затем -- о быстроте.
4. Показывайте, как выполняются
действия, какие результаты.
5. Лучше использовать
последовательно-параллельную схе-му
приучения.
6. Приучение требует
постоянного контроля. Контроль дол-жен
быть благожелательным, заинтересованным,
но неослаб-ным и строгим, обязательно
сочетаться с самоконтролем.
7. Значительный педагогический
эффект дает приучение в игровой форме.
Хорошие результаты
дает метод поручений. С помощью по-ручений
школьников приучают к положительным
поступкам. Поручения имеют разнообразный
характер: посетить больного товарища
и помочь ему в обучении; изготовить игрушки
для подшефного детского садика; украсить
к празднику классную комнату и т. д. Поручения
дают и для того, чтобы развить не-обходимые
качества: неорганизованным дают задание
подгото-вить и провести мероприятие,
требующее точности и пункту-альности,
и т. д.
Метод стимулирования
-- соревнование. Последние десятилетия
к этим традиционным рычагам манипулирования
деятельностью и поведением человека
данные на-учных исследований позволяют
добавить еще один -- субъек-тивно-прагматический.
Научные исследования и практика подтверждают,
что отличительная черта нынешних подрастающих
поколений -- ярко выраженное деловое (прагматическое),
по-требительское отношение к жизни, вытекающее
из него избира-тельное отношение к воспитанию,
его ценностям.
Поощрение можно назвать
выражением положительной оценки действий
воспитанников. Оно закрепляет положитель-ные
навыки и привычки. Действие поощрения
основано на возбуждении положительных
эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность,
создает приятный настрой, повышает от-ветственность.
Виды поощрения весьма разнообразны: одобре-ние,
ободрение, похвала, благодарность, предоставление
почет-ных прав, награждение грамотами,
подарками и т. д.
Одобрение -- простейший
вид поощрения. Одобрение вос-питатель
может выразить жестом, мимикой, положительной
оценкой поведения или работы воспитанников,
коллектива, доверием в виде поручения,
ободрением перед классом, учите-лями
или родителями.
Поощрения более высокого
уровня -- благодарности, на-граждения
и т.д. -- вызывают и поддерживают сильные
и ус-тойчивые положительные эмоции, дающие
воспитанникам или коллективу длительные
стимулы, так как они не только венча-ют
длительный и упорный труд, но свидетельствуют
о дости-жении нового, более высокого уровня.
Награждать надо тор-жественно, при всех
воспитанниках, педагогах, родителях:
это значительно усиливает эмоциональную
сторону стимулирова-ния и связанные с
ним переживания.
Несмотря на кажущуюся
простоту, метод поощрения требу-ет тщательной
дозировки и известной осторожности. Длитель-ный
опыт использования метода показывает,
что неумение или избыточное поощрение
может приносить не только пользу, но и
вред воспитанию. Учитывается, прежде
всего, психологическая сторона поощрения,
его последствия.
1. Поощряя, воспитатели
должны стремиться, чтобы пове-дение воспитанника
мотивировалось и направлялось не стрем-лением
получить похвалу или награду, а внутренними
убежде-ниями, нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно
противопоставлять воспитанника остальным
членам коллектива. Поэтому поощрения
заслужива-ют не только ребята, добившиеся
успеха, но и те, кто добросо-вестно трудился
на общее благо, показывал пример честного
к нему отношения. Надо поощрять тех, кто
проявлял высокие нравственные качества
-- трудолюбие, ответственность, отзыв-чивость,
помогая другим, хотя и не добился выдающихся
лич-ных успехов.
3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы --
кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать
заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям,
месту в коллективе
и не быть слишком частым. Выбирая поощрения,
важно найти меру, достойную воспитанника.
Неуме-ренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует
личностного подхода. Очень важно вовремя
ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя
поло-жительные качества учеников, воспитатель
вселяет в них уве-ренность, воспитывает
целеустремленность и самостоятель-ность,
желание преодолеть трудности. Воспитанник,
оправды-вая оказанное доверие, преодолевает
свои недостатки.
5. Пожалуй, главное в
нынешнем школьном воспитании -- соблюдать
справедливость.
Соревнование. Присмотритесь
к детям. Как только они со-бираются вместе,
сразу же начинают выяснять отношения
-- кто есть кто. Детям, подросткам, юношам
присуще стремление к соперничеству, приоритету,
первенству. Утверждение себя среди окружающих
-- врожденная потреб-ность человека. Реализует
он эту потребность, вступая в сорев-нование
с другими людьми. Результаты соревнования
прочно и на длительное время определяют
и закрепляют статус человека в коллективе.
В чем только не соревнуются
дети: кто дальше плюнет и кто получит
больше двоек, кто вынудит учительницу
покинуть класс и кто выдержит удар тока.
Сравнительно меньше школь-ники соревнуются
в благовидных поступках -- о стихийных
со-стязаниях в аккуратности, опрятности,
вежливости, честности мы что-то не слышим.
Должны быть установлены направленность
и содержание соревнования. Классическим
видом состязаний в учебных заве-дениях
было соревнование за звание первого ученика
школы, класса, лучшего знатока предмета.
В нашей школе последних десятилетий соревнование
по конкретным показателям успева-емости
не проводилось.
Соревнование -- это
метод направления естественной по-требности
школьников к соперничеству и приоритету
на вос-питание нужных человеку и обществу
качеств. Соревнуясь между собой, школьники
быстро осваивают опыт обществен-ного
поведения, развивают физические, нравственные,
эстети-ческие качества. Особенно большое
значение имеет соревнова-ние для отстающих:
сравнивая свои результаты с достижения-ми
товарищей, они получают новые стимулы
для роста и начи-нают прилагать больше
усилий. Цель соревнования понятна всем
-- быть первым. Но так откровенно ее формулировать
в школах до недавнего времени остерегались.
В рекомендациях отмечалось: необходимо
забо-титься, чтобы соревнование не переродилось
в конкуренцию, толкающую воспитанников
к использованию недопустимых средств.
Многие педагоги, выполняя наставления
и стремясь затушевать смысл вечной человеческой
борьбы за существова-ние, подменяли истинные
цели соревнования псевдоцелями, облекали
их в размытые, неконкретные формы. В результате
соревнование выходило из-под контроля,
принимало грубые, искаженные формы. Победить
в честной, открытой, принци-пиальной борьбе
возможности не было, зато делать скрытые
пакости такие формы позволяли. Подделка,
искажение истин-ных целей соревнования
ничего, кроме вреда, принести не мо-жет.
Жизнь никому не дает поблажек, привыкать
активно, бо-роться за свое будущее человек
должен с детства и в реальных условиях.
В нашей школе долго воспитывали так называемую
активную жизненную позицию, вместо того
чтобы создавать условия для активного
развития личности в процессе честной,
открытой борьбы, предоставляющей каждому
человеку возмож-ность занять свое место
в жизни в соответствии с его способ-ностями
и дарованиями. В западных учебных заведениях
су-ществует жесткая конкуренция, но никому
это не вредит, ни-кого не пугает. Все, что
есть в жизни, должно быть и в школе. Жесткие
условия соревнования нужно смягчать
игрой. В игре, как известно, не так остро
переживается поражения и всегда остается
возможность взять реванш. Конечно, старше-классники
эту нехитрую уловку воспитателей понимают,
но в младших и средних классах игровую
организацию соревнова-ния трудно переоценить.
Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников,
что делает соревнование привлекательным.
Существенную роль играет
показ результатов соревнования. Формы
учета и показа итогов соревнования надо
применять простые и наглядные, больше
использовать для этого новые информационные
системы на базе ЭВМ.
Эффективность соревнования
значительно повышается, когда его цели,
задачи и условия проведения определяют
сами школьники, они же подводят итоги
и определяют победителей. Педагог не
просто «регистрирует» события, он направляет
инициативу воспитанников, поправляя,
где нужно, их неумелые действия.
Среди древнейших методов
воспитания наказание -- наибо-лее известный.
В современной педагогике не прекращаются
споры не только о целесообразности его
применения, но и по всем специальным вопросам
методики -- кого, где, когда, сколько и
с какой целью наказывать. К полному единодушию
педагоги, видимо, придут еще, не скоро,
судя по тому, что сей-час резко полярные
взгляды -- от существенного ужесточения
наказаний до полной их отмены. Некоторые
педагоги предла-гают считать интенсивность
наказаний критерием гуманизации воспитательной
системы, пробным камнем ее жизнестойкости.
Содержанием наказания в старой школе
было переживание страдания. Выдвигались
и другие, не лишенные смысла аргу-менты,
благодаря чему наказание в арсенале воспитательных
средств занимало видное место. Даже такой
известный во мно-гом педагог прошлого
века, как Н.И. Пирогов, будучи попечи-телем
Киевского округа, по учебным заведениям,
выдвигал в целях «воспитания законности»
систему физических наказаний, в том числе
и порку, за что был, подвергнут уничтожаю-щей
критике Н.А. Добролюбовым.
Наказание -- это метод
педагогического воздействия, которое
должно предупреждать нежелательные поступки,
тормозить их, вызывать чувство вины перед
собой и другими людьми. Как и другие методы
воспитания, наказание рассчитано на постепенное
превращение внешних стимулов в стимулы
внут-ренние.
Известны следующие
виды наказания, связанные с: 1) на-ложением
дополнительных обязанностей; 2) лишением
или ог-раничением определенных прав;
3) выражением морального порицания, осуждения.
В нынешней школе практикуются раз-нообразные
формы наказаний: неодобрение, замечание,
пори-цание, предупреждение, обсуждение
на собрании, взыскание, отстранение от
занятий, исключение из школы и т. д.
Среди педагогических
условий, определяющих эффектив-ность
метода наказания, следующие.
1. Сила наказания увеличивается,
если оно исходит от кол-лектива или поддерживается
им. Ученик острее переживает чувство
вины, если его проступок осудил не только
воспита-тель, но и его ближайшие товарищи,
друзья. Поэтому надо опираться на общественное
мнение.
2. Не рекомендуется
применять групповые наказания. В хо-рошо
организованных коллективах за проступок
всего коллектива иногда наказывают уполномоченных,
но этот вопрос на-столько деликатный,
что требует очень тщательного разбора
всей ситуации.
3. Если решение о наказании
принято, то нарушитель дол-жен быть наказан.
4. Наказание действенно,
когда оно понятно ученику, и он считает
его справедливым. После наказания о нем
не вспоми-нают, а с учеником сохраняют
нормальные отношения.
Информация о работе Дидактические принципы и закономерности воспитания