Дидактические принципы Яна Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:19, реферат

Описание

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на

необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность

этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Работа состоит из  1 файл

Дидактические принципы Яна Коменского.docx

— 20.41 Кб (Скачать документ)

Дидактические принципы Яна Коменского

       В педагогической литературе  различают дидактические (общие)  принципы

обучения  и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом  учении

Коменского  важнейшее  место  занимает  вопрос  именно  об  общих  принципах

обучения, или дидактическими принципами.

       Коменский  впервые  в   истории  дидактики   не   только   указал   на

необходимость руководствоваться принципами в  обучении, но  раскрыл  сущность

этих  принципов:

1) принцип  сознательности и активности;

2) принцип  наглядности;

3) принцип  постепенности и систематичности  знаний;

4) принцип  упражнений и прочного овладения  знания и навыками.

Итак,

1) Принцип  сознательности и активности

      Этот принцип предполагает такой  характер обучения, когда  учащиеся  не

пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно,  глубоко  и

основательно   усваивают   знания   и   навыки.   Там,    где    отсутствует

сознательность,  обучение  ведется  догматически  и  в  знании  господствует

формализм.

      Коменский разоблачил господствовавший  на  протяжении  многих  столетий

догматизм и показал, как схоластическая  школа  убивала  в  молодежи  всякую

творческую  способность и закрывала ей путь к прогрессу.

      Коменский  считает  главным   условием  успешного  обучения  постижение

сущности  предметов и явлений, их  понимание  учащимися:  «Правильно  обучать

юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь  слов,

фраз, изречений, мнений, а это  значит  -  раскрывать  способность  понимать

вещи, чтобы  именно из этой способности, точно из живого  источника,  потекли

ручейки (знания)».

      Коменский также считает основным  свойством  сознательного   знания  не

только  понимание, но и  использование  знаний  на  практике:  «Ты  облегчишь

ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его  не учил, покажешь ему,  какую

это принести повседневную пользу в общежитии».

      Коменский дает целый ряд указаний  о том, как осуществить  сознательное

обучение.  Самым  главным  из  них  является  требование:  «При  образовании

юношества все нужно делать как можно  более отчетливо, так, чтобы  не  только

учащий, но и учащийся понимал без всякого  затруднения, где  он  находится  и

что он делает».

      Сознательность в обучении неразрывно  связана с активностью  учащегося,

с его  творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка  не  в  силах

вывести на свет плод, если не будет живого и  сильного движения и  напряжения

самого  плода». Исходя из этого,  одним  из  самых  главных  врагов  обучения

Коменский считал  бездеятельность  и  лень  учащегося.  В  своем  труде  «Об

изгнании  из школ косности» Коменский раскрывает  причины  лени  и  дает  ряд

указаний  о том, как ее укоренить.

      Коменский считает, что «косность  есть отвращение к труду в   соединении

с леностью».

      Лень учащихся, по Коменскому, выражается  в том, что  они  «не   думают,

как бы приобрести самим себе свет истинного  и  полного  просвещения,  и  еще

менее  того  принимают  на  себя  труд,  потребный  для  достижения   такого

просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского,  нужно трудом.

       Воспитание  активности  и   самостоятельности  в  обучении   Коменский

считает важнейшей  задачей:  «Необходимо,  чтобы  все  делалось  посредством

теории, практики и применения, и притом  так,  чтобы  каждый  ученик  изучал

сам, собственными чувствами, пробовал все произносить  и  делать  и  начинал

все применять. У  своих  учеников  я  всегда  развиваю  самостоятельность  в

наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную  основу  для

достижения  прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».

2) Принцип  наглядности

       Принцип  наглядности  обучения  предполагает  прежде  всего   усвоение

учащимися  знаний  путем  непосредственных  наблюдений  над   предметами   и

явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность  Коменский  считает

золотым правилом обучения.

      К использованию наглядности  в процессе обучения обращались  еще  тогда,

когда не существовало письменности и самой  школы.  В  школах  древних  стран

она  имела  довольно  широкое  распространение.  В  средние  века,  в  эпоху

господства  схоластики и догматизма, идея наглядности  была предана  забвению,

и ее прекратили использовать в  педагогической  практике.  Коменский  первым

ввел  использование наглядности как  общепедагогического принципа.

      В основе учения Коменского  о  наглядности  лежит   основное  положение:

«Ничего не может быть в сознании, что  заранее не было дано в ощущении».

        Коменский определял наглядность  и ее значение следующим образом:

            1) «Если мы желаем привить учащимся  истинное  и  прочное  знание

вещей вообще, нужно обучать всему  через  личное  наблюдение  и  чувственное

доказательство».

      2)  «Поэтому  школы  должны  предоставлять  все  собственным   чувствам

учащихся  так, чтобы они сами  видели,  слышали,  осязали,  обоняли,  вкушали

все, что  они могут и должны видеть,  слышать  и  т.д.,  они  избавят,  таким

образом, человеческую природу от бесконечных  неясностей и галлюцинаций...»

      3) То, что нужно знать о вещах,  должно быть «преподаваемо   посредством

самих вещей, т.е. должно, насколько  возможно,  выставлять  для  созерцания,

осязания,  слушания,  обоняния  и  т.п.  сами  вещи,  либо   заменяющие   их

изображения».

      4) «Кто сам однажды внимательно  наблюдал анатомию человеческого   тела,

тот  поймет  и  запомнит  все  вернее,  чем  если  он  прочтет   обширнейшие

объяснения, не видав всего этого человеческими  глазами».

      То есть,  Коменский считал  наглядность не только принципом   обучающим,

но и  облегчающим обучение. Для осуществления  наглядности  Коменский  считал

необходимым использовать:

1) реальные  предметы и непосредственное  наблюдение над ними;

2) когда  это невозможно, модели и копию  предмета;

3) картинки  как изображение предмета или  явления.

      Учебный эффект всякого наблюдения  зависит от того,  насколько   учитель

сумел внушить учащемуся, что и для  чего он  должен  наблюдать,  и  насколько

ему удалось  привлечь и сохранить его внимание на протяжении  всего  процесса

обучения.

3) Принцип  постепенности и систематичности  знаний

       Последовательное  изучение  основ   наук  и   систематичность   знаний

Коменский считает обязательным  принципом  обучения.  Этот  принцип  требует

овладения учащимися систематизированным  знанием в определенной логической  и

методической  последовательности.

       Последовательность  и  систематичность   в  первую  очередь   касаются

следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы  не  нарушить

логику  науки;  с  чего  начинать  обучение  и  в  какой  последовательности

построить его; как установить связь между  новым и уже изученным  материалом;

какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами  обучения

и т.п.

      Итак, какое содержание вносит  Коменский в свое положение   –  «Обучение

должно  вестись последовательно»?

      Первое требование Коменского  состоит  в  том,  чтобы   был  установлен

точный  порядок  обучения во времени, поскольку  «порядок - душа всего».

       Второе  требование  касается  соответствия  обучения  уровню   знаний

учащихся  и чтобы «вся совокупность учебных  занятий  должна  быть  тщательно

разделена на классы».

      Третье требование касается того, чтобы «все изучалось  последовательно

с начала и до завершения».

      Четвертое требование – «подкреплять  все основания разума - это   значит

всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать,  каким  образом

что-либо происходит, но также показывать, почему оно не  может  быть  иначе.

Ведь  знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

      Коменский формулирует ряд конкретных  указаний и  дидактических   правил

для реализации этих требований.

      1. Занятия должны быть распределены  таким  образом,  чтобы  на  каждый

год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные  учебные  задачи,

которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

      2. Эти  задачи  должны  решаться  с  учетом  возрастных  особенностей,

точнее  говоря, соответственно задачам отдельных  классов.

      3. Один предмет следует преподавать  до тех пор, пока он с начала  и  до

конца не будет усвоен учащимися.

      4. «Все занятия должны быть  распределены таким  образом,  чтобы  новый

Информация о работе Дидактические принципы Яна Коменского