Дидактические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
Заключение 27
Список источников 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Дидактические средства обучения111.docx

— 61.61 Кб (Скачать документ)

- фильмы, помогающие усвоить производственные навыки для демонстрации на специальных тренировочных стендах;

- инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил;

- вводные, или вступительные, необходимые для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами;

- заключительные (по всей дисциплине или её разделу), которые применяются для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.

Цикл учебных фильмов применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели современного учебного кино при создании кинолент руководствуются идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

 

1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности теоретического обучения

Дидактические средства усиливают восприятие обучающимися учебной информации, что в значительной мере определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Использование в процессе обучения дидактических средств дает ряд преимуществ в психологическом плане:

- Более полное использование слухового и особенно зрительного канала получения учебной информации. Разнообразные и содержательные образы включаются в суждения и умозаключения, повышают привлекательность и усиливают интерес к изучаемому материалу.

- Качественное использование наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.

- Интенсификация процесса запоминания как логического завершения процесса усвоения: дидактические средства способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

- Дидактические средства обучения позволяют давать информацию в нужных последовательности, пропорциях и темпе.

- Дидактические средства обучения помогают развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения обучающегося, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом педагога.

- Дидактические средства обучения обладают широкими возможностями развития творческих способностей, эстетических интересов обучающихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.

- Дидактические средства обучения позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения.

- Демонстрация с помощью дидактических средств обучения учебного материала требует пристального внимания (сосредоточенности) обучающихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

Все перечисленные  возможности дидактических средств обучения могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения. Место дидактических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучающихся, стилями их учебной деятельности.

Одним из важнейших преимуществ использования  дидактических средств обучения в учебном процессе являются их возможности в плане обеспечения наглядности и эмоциональности изучаемого материала, что в свою очередь можно рассматривать как дополнительные средства организации и управления вниманием обучающихся. Однако желаемый эффект достигается только в том случае, когда дидактические средства обучения используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности обучающихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.

Сила  эмоционального воздействия дидактических средств обучения вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы при восприятии любых дидактических средств обучения.

Дидактические средства обучения обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Кроме того, из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания обучающихся.

При создании кинофильма, диафильма, телепередачи или  компьютерной программы специалисты стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются максимальной выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, взятое вместе, воздействует на зрителя, вызывает непроизвольное внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

 

2.1 Методика использования дидактических средств на занятиях

Роль  дидактических средств заключается  в усилении реализации дидактических принципов.

Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно. Для правильного использования дидактических средств обучения необходимо найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения дидактических средств обучения, являются следующие:

- недостаточная методическая подготовленность педагога;

- неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

- бесплановость, случайность их применения;

- перегруженность занятия демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Применение  дидактических средств обучения создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного дидактического средства сильно утомляет обучающихся. В связи с этим использование дидактических средств должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

- Дидактические средства желательно применять через 5-10 мин после начала работы.

- При использовании дидактических средств обучения однообразная структура занятия ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в течение всего занятия выполнять одну и ту же деятельность. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием дидактических средств, чередовать различные методы и приемы работы.

-В течение недели количество занятий с применением дидактических средств для обучающихся не должно превышать 3-5.

-При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.

-Продолжительность фильма на одном уроке не должна превышать 30-40 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 7.

Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления обучающихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого дидактического средства, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.

На занятиях с использованием дидактических средств педагог:

- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;

- сосредотачивает внимание обучающихся на содержании информации, получаемой посредством дидактических средств;

- обращает внимание обучающихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;

- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся;

- создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;

- устанавливает связи между содержанием дидактических пособий и темой урока;

- подводит обучающихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.

Применение  экранных средств на уроке подразумевает  особую структуру занятия:

1. Подготовка к просмотру.

Наиболее  эффективная форма - беседа, в которой  педагог специально разработанными вопросами помогает обучающимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме. Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.

Если  используется достаточно продолжительный  фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учащимися его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

2. После демонстрации педагог проводит беседу, в ходе которой:

- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;

- связывает новый экранный материал с ранее изученным;

- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения.

О глубине  понимания и прочности запоминания  познавательного материала судят по качеству рассказов обучающихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;

- правильно выявить причинные связи между предметами и явлениями;

- не ограничиваться изложением текста и дополнениями педагога, в своем комментарии расширить и углубить их.

По соответствию ответов обучающихся этим параметрам педагог может оценить эффективность применения дидактических средств в данном случае.

Рассмотренные особенности дидактических средств определяют их место в учебно-воспитательном процессе. Их можно использовать на занятиях:

- как  источник новой учебной информации;

- как  средство иллюстрации учебного  материала;

- с целью  систематизации и обобщения знаний;

- образность, наглядность, выразительность дидактических средств позволяют использовать их как зрительную и слуховую опору для организации самостоятельной работы обучающихся.

 

2.2. Выбор комплекса дидактических  средств для ролевой игры

Дидактические средства могут стать ценным элементом  процесса обучения, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности учебного заведения пособиями, но и от поставленных целей занятия, методов учебной работы, возраста обучающихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

Например, использование дидактических средств  при ознакомлении обучающихся с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и умений. Использование лекции как основного метода на данном занятии обусловливает применение дидактических средств, отличное от того, которое будет иметь место на занятии, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст обучающихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют как вид дидактических средств, так и способ их использования на занятии.

Подбор  и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

Информация о работе Дидактические средства обучения