Дискуссия в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть является дискуссию в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие дискуссии в учебном процессе;
Изучить формы и этапы проведение дискуссии в учебном процессе;
Рассмотреть проведение дискуссии в учебном процессе на уроке истории.
Объект исследования - дискуссия в учебном процессе.
Предмет исследования - проведение дискуссии в учебном процессе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение за учебной деятельностью учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУССИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПОНЯТИЕ, ПАРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ЭТАПЫ 5
1.1 Понятие и признаки дискуссии в учебном процессе 5
1.2 Формы дискуссии в учебном процессе 8
1.3 Этапы проведения дискуссии в учебном процессе 12
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА УРОКЕ ИСТОРИИ) 16
2.1 Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии 16
2.2 Проведении урока-дискуссии на уроке истории 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Дискуссия в учебном процессе.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

     В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определенную роль и строго следует принятым на себя вместе с  ролью обязанностям. Для повышения  эффективности, распределение ролей должно происходить заранее и один и тот же учение в течение года должен опробовать все роли. Роли должны быть следующими:

    1. Ведущий – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы,
    2. Аналитик (критик) – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли.
    3. Протоколист (секретарь) – фиксирует все, что относится к решению проблемы, обычно представляет мнение группы для всего класса.
    4. Наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы в дискуссии на основе выделенных заранее (учителем) критериев.
    5. Хранитель времени – соблюдает временные рамки обсуждения. В зависимости от формы и целей дискуссии возможны и другие роли. По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к ирективным репликам или высказыванию собственных суждений.

     Продуктивность  генерации идей повышается, когда  учитель:

     - дает время, чтобы ученики смогли обдумать ответы;

     - избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;

     - обращает внимание на каждый ответ (не игнорирует ни одного ответа);

     - изменяет ход рассуждений ученика – расширяет мысль или меняет ее направленность;

     - уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

     - предостерегает от чрезмерных обобщений;

     - побуждает учащихся к углублению мысли.

     В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы  доброжелательности и внимания к  каждому. Так, безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением – как к личности, так и к высказываемой точке зрения. Более подробно условия и правила проведения дискуссии даны в Приложении.

     Подводя текущие итоги обсуждения, учитель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии: резюме сказанного по основной теме; обзор представленных данных, фактических сведений; суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.  

 

      1.3 Этапы проведения дискуссии  в учебном процессе 

     В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа [14, с.98].

     1. Подготовительный этап.

     Подготовительный  этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные  дискуссии, особенно на первых порах, при  обучении класса их проведению, должны быть хорошо подготовлены. Для подготовки и проведения дискуссии учитель формирует временную группу (до пяти человек), задачами которой являются:

     - подготовка общеклассной дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все учащиеся для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности класса к обсуждению; определение круга докладчиков или экспертов (если это необходимо); подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д.;

     - выбор варианта ведения дискуссии и варианта проведения урока в целом (например, переход к проектам и т.д.);

     - проведение «мозговой атаки»;

     - выработка правил;

     - пересмотр и переформулирование в процессе дискуссии, целей, проблем, если обсуждение зашло в тупик;

     - выявление и обсуждение разногласий или расхождений точек зрения;

     - обеспечение для участников возможности дать выход чувствам, поделиться переживаниями, возникающими у детей как реакция на происходящее в классе.

     В отличие от дискуссии в воспитательном процессе, учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.

     2. Основной этап.

     Для учителя во время проведения дискуссии  важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения.

     Этапы проведения дискуссии:

     - Постановка проблемы

     - Разбивка участников на группы

     - Обсуждение проблемы в группах

     - Представление результатов перед всем классом

     - Продолжение обсуждения и подведение итогов

     Приемы  введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах); использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.

     При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.

     3. Этап подведения итогов и анализа  дискуссии. 

     Общий итог в конце дискуссии – это  не столько конец размышления  над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы (например, кластера) и т.д.

     Анализ  и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализа целесообразно совместно с ребятами обсудить следующие вопросы:

     - Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

     - В каком отношении мы не достигли успеха?

     - Отклонились ли мы от темы?

     - Принимал ли каждый участие в обсуждении?

     - Были ли случаи монополизации обсуждения?

     С целью экономии времени вопросы  могут быть предложены в качестве опросника. В зависимости от цели анализа учитель может обобщать или не обобщать высказывания детей. Более глубокий анализ можно провести, записав дискуссию на видеомагнитофон или на магнитофон.

     Для анализа своего поведения в ходе дискуссии педагогу целесообразно ответить на следующие вопросы (М. Кларин):

     - Поставил(а) ли я обоснованную цель?

     - Соответствовала ли выбранная тема форме дискуссии?

     - Удалось ли мне добиться активного участия ребят в обсуждении?

     - Побуждал(а) ли участвовать или, наоборот, останавливала желающих высказаться?

     - Удавалось ли мне препятствовать монополизации обсуждения?

     - Поддерживал(а) ли я робких учеников?

     - Использовал(а) ли я открытые вопросы, побуждающие к обсуждению?

     - Побуждала ли я учеников к постановке исследовательских вопросов, поиску гипотетических решений?

     - Удерживал(а) ли я внимание класса на теме обсуждения?

     - Не занимал(а) ли я доминирующую позицию?

     - Подводил(а) ли я промежуточные итоги, суммировала(а) ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии?

     - Что удалось мне лучше всего?

     - Что удалось мне хуже всего?

     - Какие приемы (перечислить) я применял(а), чтобы сделать дискуссию более эффективной?

     - Какие приемы (перечислить) снижали эффект дискуссии?

     (Использован  материал из книги М.В. Кларина  «Инновации в мировой педагогике»).  
 

 

      ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ (НА  УРОКЕ ИСТОРИИ) 

     2.1 Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии 

     Основу  уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.

     Различают:

     1. Дискуссии-диалоги, когда урок  компанируется вокруг диалога  двух главных участников.

     2. Групповые дискуссии, когда спорные  вопросы решаются в процессе  групповой работы.

     3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

       Для продуктивного урока-дискуссии  необходимо:

     - на этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.

     - участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.

     - В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

     Главный момент дискуссии - непосредственный спор её участников. Для его возникновения  неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий  дискуссии, чаще всего учитель, может  использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа "хорошая мысль", "интересный подход, но", "давайте подумаем вместе", "какой неожиданный, оригинальный ответ ", либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.

     В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбление, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в опросе. Крик, грубость чаше всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат факты или закономерность, а не только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и "говорят на разных языках".

Информация о работе Дискуссия в учебном процессе