Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:13, курсовая работа
Когнитивный диссонанс – это чувство психологического дискомфорта, переживаемое индивидом в случае, когда в его сознании сталкиваются два противоречивых знания об одном и том же объекте или событии. С «психологическим дискомфортом» все понятно. А вот столкновение противоречивых знаний? Психологи сжили со свету немало пациентов, чтобы разделить эти столкновения на четыре категории и назвать их «основными случаями возникновения когнитивного диссонанса».
Введение…………………………………………………………….….…3
Глава 1. Теория когнитивного диссонанса……………....…5
Теория баланса……………………………………..…….9
1.2. Четыре категории диссонанса……………………..…...12
Глава 2. Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков……………………………………………………..….13
2.1. Несогласие с убеждениями социальной группы……….14
2.2. Диссонанс в результате неожиданных последствий действия………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………..……….16
Библиография………………………………………………..…18
Оглавление
Введение………………………………………………
Глава 1. Теория когнитивного диссонанса……………....…5
1.2. Четыре категории
диссонанса……………………..…...12
Глава 2.
Диссонанс в результате
вынужденного совершения
поступков…………………………………………………….
2.1. Несогласие с убеждениями социальной группы……….14
2.2.
Диссонанс в результате
неожиданных последствий
действия…………………………………………………………
Заключение…………………………………………
Библиография……………………………………
Введение
Психология куда более хитрая штука, чем медицина. Телесные недуги, даже самые скрытые, рано или поздно дают о себе знать. С психологическими же проблемами человек может прожить счастливо и умереть на сто первом году жизни, так и не узнав, какой букет душевных противоречий он пронес через годы.
Когнитивный диссонанс –
изрядно отравлять жизнь. Знакомо ли Вам чувство сожаления после состоявшегося обдуманного выбора? А недовольство собой из-за того, что пора бы перестать делать то, что ты никак не можешь перестать делать? Не преследуют ли тебя навязчивые воспоминания о неудачных моментах биографии: «если бы я тогда...»?
В потоке самой различной и противоречивой информации потенциальный покупатель, как замечено, вовсе не выбирает именно ту информацию, которая могла бы привести его к рациональному, если не оптимальному, выбору.
Почему? Покупатель старается ухватиться за ту информацию, которая утверждает и подтверждает его привычные представления и изначальные установки… Информация не должна впрямую противоречить выбору, сделанному при прежней покупке! В противном случае налицо внутренний конфликт и диссонанс прежних стереотипов покупательского поведения с лавиной новой непривычной информации. Это не способствует желаемому потребительскому поведению, ведь ставится под сомнение индивидуальное "Я" человека! Как разрешить подобный внутренний конфликт?1
Подобные переживания сопровождают любого человека и, прямо скажем, приносят мало радости. А виноват во всем этом он – когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс –
это чувство
Глава
1. Теория когнитивного
диссонанса
Многочисленные теории
Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive -
познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание - это не "холодная", бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.
Когнитивные теории мотивации,
интенсивно разрабатывающиеся
Во-первых, она исходит из "максимально общих оснований", если
пользоваться выражением Эйнштейна.
Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых – порой парадоксальных – эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес.
Под когнитивным диссонансом
Фестингер понимал некоторое
Состояние диссонанса между
Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.
Другой хорошо изученный
Экспериментальные
Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.
1.1.
Теория баланса
После Второй мировой войны, после разрушений, тревог и хаоса у людей обострилась потребность в стабильности, устойчивости и непротиворечивости мира. Поэтому вполне закономерно, что в психологии появился целый ряд теорий, в основу поведения человека ставящих стремление к гармонии. Один из таких примеров – теория когнитивного диссонанса – был рассмотрен выше.
Автор теории исходил из
Несбалансированные ситуации, подобно когнитивному диссонансу, вызывают чувства дискомфорта, напряженности и стремление привести ситуацию к сбалансированному виду. Таким образом, одним из источников человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях. Положение дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.
В качестве простейшей
Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными. Таким образом, логически возможны восемь видов триад (табл.). Первые четыре ситуации являются сбалансированными,
остальные - несбалансированными. Скажем, я не люблю лыжные прогулки, мой знакомый (ая) тоже их не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание 3). В этом нет никакого противоречия - ситуация сбалансирована.
С другой стороны, может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково (негативно) относимся к некоторой политической партии (сочетание 5). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.
По мнению Хайдера, ситуации
пятого-восьмого видов
В целом же возможны три основные способа снятия дисбаланса: изменить одно из отношений с "+" на "–" или с "–" на "+": например, если выясняется, что мой друг страшно любит кошек, а я к ним раньше относился довольно прохладно (сочетание 7), то очень возможно, что я со временем изменю свое отношение к этим домашним животным с отрицательного на положительное, а если моя ненависть к кошачьим превосходит привязанность к другу, я могу пересмотреть не свое отношение к кошкам, а свое отношение к другу; уменьшить значимость одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя хорошая знакомая, например, не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их обожаю (сочетание 8), то я могу отстраниться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив беседовать с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями;
Информация о работе Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков