Дизартрия как системное нарушение устной речи и ее коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание

Дизартрия – наруш. звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч. аппарата. Тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.
Причины: 1.органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения; 2.асфиксия; 3.родовая черепно-мозговая травма; 4.гемолитическая болезнь; 5.нарушения мозгового кровообращения; 6.инфекционные заболевания нервной системы; 7.опухоли головного мозга; 8.аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов; 9.наследственные болезни НС, пороки развития НС.
Нарушения звукопроизношения возникают при поражении следующих структур ГМ: 1.периферических двигательных нервов и мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); 2.ядер периферических двигательных нервов (в стволе головного мозга); 3.ядер, расположенных в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции (плач, смех, вскрикивания, восклицания)

Работа состоит из  1 файл

Дизартрия как системное нарушение устной речи и ее коррекция.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Наруш. артикуляц. моторики, сочетаясь м/у собой, сост-т первый важный синдр. дизартр. — синдр. артикул. расстр, кот. видоизм-ся в зав-ти от тяжести  и локализ. пор-я мозга и имеет  свои специфич. особ-ти при разл. ф-х  дизартр.

II. За счет наруш. иннервации дыхат. мускулатуры наруш-ся речевое дыхание.

III. Наруш. голоса и мелодико-интонац расстр. Cвяз. с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голос. складок, мышц гортани, наруш. их мышечн. тонуса и огранич-м их подв-ти. Спастич. сокращ. мышц голос. аппар. м. искл-ть возм-ть вибрации голос. складок, что будет резко наруш. проц. образов-я звонк. согл.

Т.О., осн. симптомы дизартрии  — наруш. звукопроизн. и просодич. стороны речи — опр-ся хар-ром  и степ. выраж-ти проявл-й артик., дых. и голос. расстр.

Наряду с речевыми выд-т и неречевые наруш. Это проявл. бульбарного и псевдобульб. синдромов в виде растр-в сосания, глотания, жевания, физиологич. дых. в сочет. с наруш-ми общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

 

21. Классификация и характеристика  различных форм дизартрии.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ф-мы: бульбарн; псевдобульб; подкорк-я (экстрапирамид-я); корков; мозжечк.

1. Бульбарная. Ппри пор-и продолговат. мозга: 1.разруш. ядра двигат-х черепно-мозговых нервов; 2.периферич. паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба; 3.наруш. процесс глотания, затрудн. жевание; 4.недостат-я подвижн-ть голосовых складок; 5.наруш. голоса (слабый, назализированный); 6.дефекты произн. звонких звуков (оглушение), дефекты губных, смычные приближ. к щелевому произношению; 7.атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус); 8.речь нечеткая, замедленная; 9.амимичность лица

2. Подкорковая. При пор-и подкорковых узлов ГМ: 1.наруш. мышечн. тонуса (меняющийся хар-р); 2.наличие гиперкинезов (насильств-х непроизв-х движ) в обл. артикуляц. и мимич. мускул. (в сост. покоя и при речевом акте); 3.наруш. фонации и артикул. (то произносит звук, то нет); 4.возн. артикуляц-го спазма; 5.непризв-е выкрики; 6.наруш. темпа речи (замедл. или ускорен, монотонный); 7.наруш. тембра и силы голоса; 8.наруш. интонац; 9.наруш. артикуляц-й моторики+наруш. голосообразования и реч. дых; 10.М. сочет-ся с наруш. слуха.

3. Мозжечковая. При наруш. в обл. мозжечка: 1.замедл, скандир-я речь; 2.наруш. модуляц. голоса, удар-й; 3.затух-е голоса к концу фразы; 4.трудн. удержания артикул. укладов; 5.неточн. движ. языка, замедл. темп движ; 6.пониж-й тонус мышц языка, губ; 7.провис-е мягк. неба; 8.назализ-я больш-ва зв-в.

4. Корковая. Возн-т при очаговых пор-х КГМ: 1 вар. – пор-е нижнего отдела передней центр. извилины: 1.избират-й корковый порез мышц языка (наруш-я переднеязычных Ш, Ж, Р, Л), наруш. щелевых (Л, ЛЬ); 2.наруш. произв-я моторика артикуляц. аппарата (темп, плавность). 2 вар. – пор-е нижних постцентр-х отделов доминантного полушар): 1.недост-ть кинестетич-го праксиса; 2.наруш. произн. шипящих и аффрикатов; 3.наруш. произн. сложных по звуко-слоговой стр-ре слов; 4.затрудн. динамика переключ-я с одного звука на др, с одной позы на др; 5.изолир-е звуки произн-ся правильно, а в потоке речи искаж-я, заменяются (поиск нужного артикуляц. уклада). 3 вар. – пор-е премоторных зон доминантного полуш: 1.недост-ть динамич. кинетич. праксиса; 2.затрудн. произн. аффрикатов; 3.замена щелевых звуков смычными (З-Д); 4.пропуски звуков в стеч. согл; 5.затрудн. автоматиз. звуков; 6.замедл. темп речи; 7.нет наруш. лексико-грам. стороны речи

5. Псевдобульбарная. При псевдобульб. парезе или параличе, обусловл-м пораж-м проводящих путей, идущих от КГМ к ядрам ЧМН, как следствие перенесенного органич-го пор-я ГМ. Выд-т: спастич-ю форму; паретич-ю форму.

Проявл: 1.наруш. общей и речевой мотор. (синкинезии, язык напряжен, оттянут назад, спинка поднята, закр-т вход в глотку, кончик не выражен; произв-е движ-я языка огранич, не удерж-т язык высунутым – он отклон-ся в сторону или опуск-ся, при этом сохранны непроизв-е движ. языка – облизывает губы при еде, при плаче произн. звонкие согл); 2.затрудн. сосания, глотания; 3.поперхивания, захлебывания при еде; 4.слюнотечение; 5.наруш. мимики. Степ. псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая.

 

22. Обследование детей  с дизартрией.

Строится на общем  системном подходе, с учетом специф. речевых и неречевых наруш, общего психоневрологич-го состояния ребенка и возраста.

Основные критерии диагностики:

•наличие слабо выраж-х, но специфич. артикуляц. наруш. в виде огранич-я объема наиболее тонких и  дифференцир. артикул. движ, в частности  недост-ть загибания кончика языка  вверх, а также асимметр. пол-е вытян-го вперед языка, его тремор и беспок-во в этом положении, изм-я конфигурац; •наличие синкинезий (движ. нижней челюсти при движ. языка вверх, движ. пальцев рук при движ-х языка); •замедл. темп артикуляц-х движ.; •трудн. удерж. артикуляц. позы; •трудн. в переключ-и артикуляц. движ-й; •стойкость наруш. звукопроизн. и трудн. автоматиз-и поставл. звуков; •наличие просодич. наруш.

Для диагн. минимальных  проявл. дизартрии помог-т функц-е  пробы.

Проба 1. Открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать неподвижно по средней линии и одноврем. следить глазами за перемещающимся в боковых направл-х предм. Проба положительна и свидет-т о дизартр, если в мом. движ. глаз отмеч. некот. откл-е языка в эту же сторону.

Проба 2. Вып. артикул. движ. языком, положив при этом руки на шею. При наиболее тонких дифференцир. движ. языка ощущ. напр-е шейной мускулат, а иногда и видимое движ-е с закидыв-м головы, что свидетельствует о дизартрии.

Особое вним. обращ. на сост. артикул. моторики в покое, при  мимич. и общих движ. Отмеч. не только осн-е хар-ки самих движ. (их объем, темп, плавность переключ, истощ-ть и т. д.), но и точн. и соразм-ть движ, сост-е мышечн. тонуса в реч. мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Наруш. звукопроизн. оценив. в зав-ти от хар-ра коммуникац-го мат-ла, скорости произн. и сит. общения. Они сопост-ся с особ-ми фонематич. воспр. и звукового анализа.

Важно отметить, определяет ли наруш. звукопроизн. в чужой и  в собств. речи, как он дифференц-т  на слух норм. и дефектно произн. им звуки (в словах, слогах и изолир-но).

Обслед. лексико-грам. стороны  речи пров-ся общепринят. в логоп. приемами.

Логопедич. обслед. позв-т  выявить стр-ру и тяжесть фонетико-фонематического  наруш, сопоставив его с тяжестью пораж. артикуляц. и общей моторики, а также общим психич. и речевым развитием.

Диагноз ставится совм. врачом и логопедом. Важно прав. описать  речевые и неречевые проявл. дизартрии, отметить особ-ти общего речевого разв, опр-ть ур-нь речевого разв, а т.ж. дать качеств-ю хар-ку стр-ры дефекта, отметив, явл-ся ли у реб. дефект только фонетич-м или фонетико-фонематич. В школьном возрасте отмечается вл-е речедвигательного дефекта на письм. речь, наличие фонематич. или артикуляционно-акустич. дисграф.

 

23. Коррекционно-педагогическая  работа при дизартрии.

Успех зав-т от раннего  начала и систематичн. провед. Раб. пров-ся поэтапно.

I. Подготовительный. Цели: подгот. артик. аппар. к формир. артикуляц. укладов, у реб. раннего возр. – восп-е потр-ти в речевом общении, разв. и уточн. пассивн. словаря, коррекц. дых. и голоса; разв. сенсорных ф-ций: слух. воспр. и звукового анализа, восприятие и воспроизведение ритма. Работа пров-ся на фоне медикаментозн. возд-я, физиолечения, ЛФК и массажа.

II. Формир. первичн. коммуникат-х произн. навыков. Цель: разв. речевого общения и звукового анализа. Работа по кор. артикуляц. наруш.: при спастичн. - расслабл. мышц артикуляц. аппарата, выраб-ка контроля над полож-м рта, разв. артикул. движ, разв-е голоса; коррекц. речев. дых; разв. ощущ. артикул. движ. и артикуляц. праксиса. После приступают к тренировке мышц языка.

Артикуляц. гимн. Тактильно-проприоцептивная стимул, разв. статико-динамич. ощущ, четких артикуляц. кинестезии.

Разв-е голоса. Ортофонич. упр, напр-е на разв. коорд. д-ти дых, фонац., артикул.

Укрепл. мышц нёбной занавески упр. в чередовании ее расслабления и напряжения (до окончания зеват-го движ. отрывисто произн. звук а, а при широко откр. рте перейти от произн. звука а к звуку п, задерживая воздух во рту под давлением)

Кор. речевого дых. Начинается с общих упр., цель - увеличить объем дых. и нормализ. ритма (дышать при закрытом рте, тренировка носового выдоха).

Разв. ощущ.. артикул. движ. и артикуляц. праксиса (потряхивание верхн. и нижней губы; расправл. щек (приподним. их от зубной арки). Опускание и поднимание нижней челюсти.

Кор. звукопроизн. Способ пост-ки и кор. звука - индивидуален. Сначала те, которые в опред. контекстах м. произноситься прав-но, моторные корд. просты. Перед вызыванием и постановкой добиваться различения на слух.

Приемы пост-ки зв. при дизартрии: метод т. наз. фонетич. локализации - языку и губам реб. пассивно придают необх-ю позицию для того или иного зв. Исп. зонды, плоские пластинки для языка др. приспособл. Вним. привл. к ощущ. пол-й. Затем вып. движ. самост. при некот. пом. логопеда и без нее.

Для автоматиз. использ. прием одноврем. проговар. звука и изображ-я его символа — описание и говорение. Эти упр. спос-т усил. зв, обогащ. его моторным действ.

Затем новый звук закрепл. в разл. слогах. Материал постеп. усложняется.

Разв-е и облегч. речев. коммуникац, а не только формир. прав. произн. звуков.

При дизартрии требуется  ранняя, длит. и систематич. логопедич. работа. Успех ее в значительной степени зав-т от взаимосвязи  в работе логопеда и врача-невропатолога  или психоневролога, логопеда и родит, а при явных двигат-х наруш-х — логопеда и массажиста, спец-та по ЛФК.

 


Информация о работе Дизартрия как системное нарушение устной речи и ее коррекция