Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:45, аттестационная работа
В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру.
Пояснительная записка
3
1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3
1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
3
1.3.
Цель и задачи программы
4
1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
5
1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
6
1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
7
1.7.
Принципы дополнительной образовательной программы
7
1.8.
Режим и формы деятельности
8
1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
8
1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
8
II.
Проектирование образовательного процесса
10
2.1
Тематический план непосредственно образовательной деятельности
10
2.2
Содержание дополнительной образовательной программы
16
2.2.1
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)
16
2.2.2
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)
19
2.2.3
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)
22
2.2.4
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)
25
III.
Контрольно - диагностический материалы
27
IV.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
29
4.1
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база)
30
4.2
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования
31
V.
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на первую категорию
Дополнительная
образовательная программа
«Фантазия»
Образовательная область «Художественное творчество»
Выполнили: |
Бахтеева Марина Викторовна, Степанова Наталья Федоровна воспитатели МБДОУ ДС №3 г.Абдулино; |
Гизатуллина Чулпан Шамильевна, воспитатель МБДОУ ДС «Чишма» с. Новосултангулово Асекеевского р-на | |
Шагалеева Рахима Хайбрахмановна, Воспитатель МБДОУ №1, с.Асекеево Асекеевского р-на | |
Руководитель: |
Колисниченко Татьяна Николаевна, ст.преподаватель |
Оренбург, 2012
Содержание
I |
Пояснительная записка |
3 | |||
1.1. |
Направленность дополнительной образовательной программы |
3 | |||
1.2. |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы |
3 | |||
1.3. |
Цель и задачи программы |
4 | |||
1.4. |
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы |
5 | |||
1.5. |
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы |
6 | |||
1.6. |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы |
7 | |||
1.7. |
Принципы дополнительной образовательной программы |
7 | |||
1.8. |
Режим и формы деятельности |
8 | |||
1.9. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки |
8 | |||
1.10. |
Формы подведения итогов реализации программы |
8 | |||
II. |
Проектирование образовательного процесса |
10 | |||
2.1 |
Тематический план непосредственно образовательной деятельности |
10 | |||
2.2 |
Содержание дополнительной образовательной программы |
16 | |||
2.2.1 |
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки) |
16 | |||
2.2.2 |
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками) |
19 | |||
2.2.3 |
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина) |
22 | |||
2.2.4 |
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг) |
25 | |||
III. |
Контрольно - диагностический материалы |
27 | |||
IV. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
29 | |||
4.1 |
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база) |
30 | |||
4.2 |
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования |
31 | |||
V. |
Список литературы |
34 | |||
VI. |
Приложения |
35 | |||
6.1. |
Конспекты непосредственно образовательной деятельности |
36 |
I. Пояснительная записка
В концепции непрерывного
художественного образования
Дополнительная
Новизна дополнительной образовательной программы «Фантазия». Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками. Это и отличает данную программу от традиционной программы Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.
Актуальность программы. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе. Занимаясь изобразительным искусством, ребёнок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяют кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Фантазия». В процессе разработки программы были изучены и проанализированы: Программа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Программа для дошкольных образовательных учреждений «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяевой. Разработанная нами программа отличается от вышеуказанных по цели, содержанию и планируемым результатам.
По цели: дополнительная образовательная программа «Фантазия» направлена на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
программа «Цветные ладошки» ориентирована на формирование художественно-эстетического отношения к миру искусства, специфика методики которой состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребёнка через «погружение» в ситуацию;
программа «Первые шаги в мире искусства» ставит основной целью – воспитание художественно-эстетической культуры ребёнка через призму духовно-нравственных ценностей и художественное творчество.
По содержанию: содержанием дополнительной образовательной программы «Фантазия» является овладение нетрадиционными техниками рисования детей 5-6 лет; в программе акцент сделан на формирование у детей 5-6 лет навыков и умений использования разных материалов в рисовании;
содержанием программы «Цветные ладошки» является интеграция познавательной и продуктивной деятельности – довольно сложные явления - природные и социальные, направленные на «открытие» детьми не внешних, а внутренних свойств разных материалов и особенностей эстетических объектов (бытовых, природных);
содержание программы «Первые шаги в мир искусства» направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства и предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие в разных видах художественно-практической деятельности: изобразительной -рисование разными графическими материалами (тушь, перо, уголь, сангина, карандаш, фломастеры, цветные и восковые мелки), изображение красками (акварель, гуашь).
По планируемым результатам:
Целью всех программ является развитие художественно-творческих способностей у детей. Общее в содержании программ – использование разных материалов в изобразительной деятельности. Планируемые результаты направлены на развитие интегративных качеств в творческой деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Фантазия» - 5-6 лет (старшая группа детского сада). Учитываются интересы детей в художественно-эстетическом творчестве. Возрастные возможности позволяют освоить более трудные методы и техники в рисовании.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Дети различают произведения изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство, графика), выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция), используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа (1 год кружковой работы в старшей группе детского сада), из них на освоение первого модуля-240 минут, второго -220 минут, третьего – 240 минут, четвёртого – 200 минут.
Дополнительная
образовательная программа «
Режим и формы
организации образовательной
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностные: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, способный к самооценке.
Интеллектуальные: способен самостоятельно находить интересное для себя занятие, заниматься исследовательской деятельностью.
Физические: соблюдает правила осанки, развита мелкая моторика рук.