Факторы девиантного поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, реферат

Описание

Целью данного реферата является выявление влияния интернета на формирование девиантного поведения молодежи.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к объяснению девиантного поведения.
2. Выявить основные причины и факторы девиантного поведения. Рассмотреть более подробно интернет как один из факторов девиантного поведения.
3. Определить влияние интернета на поведение детей и подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Основные подходы к объяснению девиантного поведения...……. ... 6

Основные причины и факторы девиантного поведения…………….. 10

Причины возникновения девиантного поведения………... 10

Факторы девиантного поведения………………………….. 15

Влияние интернета на поведение подростков и детей………………. 22

Заключение…………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………..….. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат для поступления.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Другое направление  биологических теорий агрессии связано  с исследованием роли гормональных влияний на преступное и агрессивное поведение. Еще в 1924г американский ученый Макс Шлапп, изучавший эндокринную систему преступников, выяснил, что треть обследованных им заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции. [20]   

Подобные биологические  концепции были популярны в начале ХХ в., но их вытеснили другие теории. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. д.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными и психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

На сегодняшний день, большинство серьезных ученых приходят к выводу, что биологическая предрасположенность к различным формам девиантности проявляется только при наличии благоприятствующего влияния социальной среды. Несмотря на определенную роль биологических факторов в формировании склонности к агрессивному и девиантному поведению, их воздействие способно в значительной мере корректироваться воздействием целого ряда других причин.

Среди теорий, трактующих девиантность как инстинктивное поведение, одной из наиболее известных является психоанализ. Родоначальник этого направления Зигмунд Фрейд в своих ранних работах утверждал, что все человеческое поведение прямо или косвенно определяется эросом, инстинктом жизни, чья энергия, называемая им либидо, направлена на упрочнение и утверждение жизни. [19] Девиантность при этом рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидиозных импульсов. Однако впоследствии Фрейд несколько изменяет свою первоначальную теоретическую схему. Он предположил существование второго, наряду с эросом, основного инстинкта - танатоса, или инстинкта смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Таким образом, человеческое поведение стало рассматриваться как результат комбинаций действия этих двух инстинктов.

Заслуживает серьезного внимания эволюционный подход, представленный Конрадом Лоренцом. Согласно его теории, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же как и у всех животных. Лоренц утверждает, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции и является продуктом приспособления человека к окружающей среде. [7]

Противоположную позицию  в дискуссии о природе девиантности заняло большинство американских психологов, на которых сильнейшее влияние оказал бихевиоризм Берреса Скиннера. По их мнению, поведение является реакцией человека на соответствующие стимулы во внешней среде. Изменение внешних условий определенным образом способно либо устранить, либо, наоборот, активизировать проявления девиантности.

В целом, бихевиористы достаточно оптимистично смотрят на проблему поведенческих отклонений. Ведь все эти отклонения – результат «неразумного» устройства общества, которое можно улучшить.

Если психологи, изучающие  девиантность, концентрируют внимание на том, как и почему отдельно взятая личность осуществляет девиантное поведение, то у социологов несколько иной взгляд на эту проблему. Их больше интересует, как социум создает условия, благоприятствующие осуществлению его членами девиантных поступков.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия. По сути, аномия – это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. [3] Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, в результате чего появляются различные виды девиаций. Дюркгейм полагал, что девиация столь же естественна, как и конформизм, а отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало.  Например, девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм; способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм; реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство.

Роберт Мертон, использует выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» при создании своей теории социального напряжения. Ее главная идея заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе агрессией и насилием). [9]

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, поскольку интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция ассоциируется скорее с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Родоначальником конфликтологического подхода является Карл Маркс. Конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. К этому направлению относится и ставшая популярной на Западе в 60-е гг. так называемая радикальная криминология, рассматривающая преступность, через призму классового и этнического неравенства. [10]

Таким образом, «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной  системы. Сторонники этой теории рассматривают  девиантов не как нарушителей  общепринятых правил, а скорее как  бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится, как отмечает Тейлор, «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле». [19]

 

2.2. Факторы девиантного поведения

 

Факторы девиантного  поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все  факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.

Существуют общие факторы девиантного поведения для всех групп «риска». Одним из макросоциальных факторов, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение, является экономическая и социальная нестабильность общества, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей.

Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие, прежде всего, от социального положения индивида и общественной группы. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но и социальных потребностей (в престиже, статусе, самоутверждении и др.), не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Это выражается в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Существенное влияние  на распространенность девиантного  поведения оказывает морально-этический фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности, когда экономическая жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается и покупается, где торговля телом и даже жизнью (своей и чужой) считается рядовым событием. В этих обстоятельствах многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения  выступают правовой нигилизм, пренебрежительное  отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.

Не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде. К таким факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности: семью, школу или университет и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.

В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности: агрессивно-защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».

Агрессивно-защитный тип  характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.

Оппозиционный тип характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей. [14]

Фактор семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим источником исключительно неблагополучные семьи, характеризуемые неустойчивостью брака, разводами, дезорганизацией общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией одного или обоих родителей. Факты показывают, что и благополучные семьи являются «поставщиком» носителей девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в большей степени таят в себе возможность девиантных проявлений со стороны младших своих членов.

На индивидуальном уровне наиболее общим фактором девиантного поведения служит так называемая «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой им позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга и т.п.).

К числу факторов девиантного  поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

    • потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);
    • потребность в риске;
    • наличие так называемых искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);
    • эмоциональная неустойчивость;
    • агрессивность;
    • наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуацию);
    • отклонение в психическом развитии;
    • неадекватная самооценка и др. [14]

Завершая рассмотрение основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых людей, еще раз подчеркнем, что все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.

Информация о работе Факторы девиантного поведения молодежи