Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:08, статья
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие
федеральные государственные
1.2. Федеральные требования учитывают
особенности реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется
экспертиза основных общеобразовательных
программ дошкольного образования при
лицензировании образовательной деятельности
и государственной аккредитации образовательных
учреждений.
II. Требования
к структуре основной
2.1. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования (далее
- Программа) разрабатывается, утверждается
и реализуется в образовательном учреждении
на основе примерных основных общеобразовательных
программ дошкольного образования, разработка
которых обеспечивается уполномоченным
федеральным государственным органом
на основе федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса
для детей дошкольного возраста и направлена
на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно-
речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего
образования, целью которого является
развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности
и практической применимости (содержание
программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность
реализации в массовой практике дошкольного
образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости
и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться
к разумному «минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение
к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного
процесса;
предусматривать решение программных
образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного
процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна
быть реализована в любом образовательном
учреждении, реализующем основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Обеспечивает
достижение воспитанниками готовности
к школе, а именно необходимый и достаточный
уровень развития ребенка для успешного
освоения им основных общеобразовательных
программ начального общего образования.
В группах компенсирующей и комбинированной
направленности обязательная часть Программы
включает в себя деятельность по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса, отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие
приоритетных направлений деятельности,
в том числе по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, по проведению санитарно-
гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур, по физическому,
социально-личностному, познавательно-
речевому, художественно-эстетическому
развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями
здоровья); 2) специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий,
в которых осуществляется образовательный
процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации
Программы, составляет от 65% до 80% времени
пребывания детей в группах с 12-ти часовым
пребыванием в зависимости от возраста
детей, их индивидуальных особенностей
и потребностей, а также вида группы, в
которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы
составляет не менее 80% времени, необходимого
для реализации Программы, а части, формируемой
участниками образовательного процесса
- не более 20% общего объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих
в образовательном учреждении групп детей
дошкольного возраста - общеразвивающей,
компенсирующей, оздоровительной или
комбинированной - могут применяться различные
варианты соотношения обязательной части
Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, с учетом приоритетной
деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений,
имеющих группы для детей старшего дошкольного
возраста, в Программе отражается приоритетная
деятельность образовательного учреждения
по обеспечению равных стартовых возможностей
для обучения детей в образовательных
учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы,
рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования
и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую
в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-
образовательную деятельность, осуществляемую
в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной
общеобразовательной программы для детей
с ограниченными возможностями здоровья,
которая должна быть реализована в группах
компенсирующей и комбинированной направленности,
рассчитывается с учетом направленности
программы, в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования
и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую
в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-
образовательную деятельность с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом
и (или) психическом развитии детей, осуществляемую
в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного
пребывания в целях сохранения качества
дошкольного образования приоритетной
является образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
2.14. Обязательная часть Программы должна
содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных
областей «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность», «Социализация, «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для
детей с ограниченными возможностями
здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
III. Требования
к разделам обязательной части
основной общеобразовательной
3.1. Пояснительная
записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в
образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности
образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного
процесса (национально- культурные, демографические,
климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни
и деятельности детей в зависимости от
их возрастных и индивидуальных особенностей
и социального заказа родителей, предусматривающая
личностно- ориентированные подходы к
организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с контингентом
воспитанников, их индивидуальными и возрастными
особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных
областей «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность», «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка» ориентировано на развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств
детей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных
и личностных качеств детей решаются интегрированно
в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области,
с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области
«Физическая культура» направлено на
достижение целей формирования у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой, гармоничное физическое
развитие через решение следующих специфических
задач:
развитие физических качеств (скоростных,
силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного
опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности
в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области
«Здоровье» направлено на достижение
целей охраны здоровья детей и формирования
основы культуры здоровья через решение
следующих задач:
сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области
«Безопасность» направлено на достижение
целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирования
предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через
решение следующих задач:
формирование представлений об опасных
для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для
человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности
дорожного движения в качестве пешехода
и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного
отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области
«Социализация» направлено на достижение
целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей
в систему социальных отношений через
решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе
моральным);
формирование тендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области
«Труд» направлено на достижение цели
формирования положительного отношения
к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному
труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений
о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области
«Познание» направлено на достижение
целей развития у детей познавательных
интересов, интеллектуального развития
детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-
формирование элементарных математических
представлений;
формирование целостной картины мира,
расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области
«Коммуникация» направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами
и средствами взаимодействия с окружающими
людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми
и детьми;
развитие всех компонентов устной речи
детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительной стороны
речи; связной речи - диалогической и монологической
форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
практическое овладение воспитанниками
нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области
«Чтение художественной литературы» направлено
на достижение цели формирования интереса
и потребности в чтении (восприятии) книг
через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира,
в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в
том числе развитие художественного восприятия
и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области
«Художественное творчество» направлено
на достижение целей формирования интереса
к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении
через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей
(рисование, лепка, аппликация, художественный
труд); развитие детского творчества; приобщение
к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области
«Музыка» направлено на достижение цели
развития музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку через
решение следующих задач: развитие музыкально-художественной
деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы
содержат перечень необходимых для осуществления
воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной
работы» разрабатывается при воспитании
в образовательном учреждении детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями
здоровья.
Содержание коррекционной работы должно
быть направлено на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья
и оказание помощи детям этой категории
в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно
обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей
детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленных недостатками
в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико- пдагогической помощи
детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико- педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья Программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень,
содержание и план реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья,
их интеграцию в образовательном учреждении
и освоение ими Программы, предусматривающих
в том числе:
описание системы комплексного психолого-медико-
описание специальных условий обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе безбарьерной среды
их жизнедеятельности, использование
специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания, специальных
методических пособий и дидактических
материалов, технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую помощь,
проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно
быть отражено взаимодействие в разработке
и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного
учреждения (музыкального руководителя,
воспитателя или инструктора по физической
культуре, других педагогов), специалистов
в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения
и других организаций, специализирующихся
в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного
усвоения воспитанником Программы из-за
тяжести физических и (или) психических
нарушений, подтвержденных в установленном
порядке психолого-медико- педагогической
комиссией, содержание коррекционной
работы формируется с акцентом на социализацию
воспитанника и формирование практически-ориентированных
навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования подразделяются
на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения
детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования должны
описывать интегративные качества ребенка,
которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными
культурно- гигиеническими навыками. У
ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной
активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры,
соблюдает элементарные правила здорового
образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется
новым, неизвестным в окружающем мире
(мире предметов и вещей, мире отношений
и своем внутреннем мире). Задает вопросы
взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать
(в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности). В случаях затруднений
обращается за помощью к взрослому. Принимает
живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается
на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает
персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные
и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные
и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым
или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые
нормы и правила поведения. Поведение
ребенка преимущественно определяется
не сиюминутными желаниями и потребностями,
а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями
о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной
цели. Соблюдает правила поведения на
улице (дорожные правила), в общественных
местах (транспорте, магазине, поликлинике,
театре и др.);
способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности
для решения новых задач (проблем), поставленных
как взрослым, так и им самим; в зависимости
от ситуации может преобразовывать способы
решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить
его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе,
семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других
людей к определенному полу; о составе
семьи, родственных отношениях и взаимосвязях,
распределении семейных обязанностей,
семейных традициях; об обществе, его культурных
ценностях; о государстве и принадлежности
к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками
учебной деятельности - умениями работать
по правилу и по образцу, слушать взрослого
и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы
раскрывают динамику формирования интегративных
качеств воспитанников в каждый возрастной
период освоения Программы по всем направлениям
развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
(далее - система мониторинга) должна обеспечивать
комплексный подход к оценке итоговых
и промежуточных результатов освоения
Программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать
описание объекта, форм, периодичности
и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические,
интеллектуальные и личностные качества
ребенка путем наблюдений за ребенком,
бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных
методик нетестового типа, критериально-ориентированного
тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным
требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных
(наблюдение, беседа, экспертная оценка
и др.) и высоко формализованных (тестов,
проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность
получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается
образовательным учреждением и должна
обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей, сбалансированность
методов, не приводить к переутомлению
воспитанников и не нарушать ход образовательного
процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно
связано с образовательными программами
обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению
системы мониторинга является использование
только тех методов, применение которых
позволяет получить необходимый объем
информации в оптимальные сроки.