Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:31, курсовая работа
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим
Лукиан.
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Российской Федерации, оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. [7]
Введение 3
Глава I Физическое воспитание в системе образования и его проблемы
Сущность и значение физического воспитания 7
Функции и задачи физического воспитания 10
Проблема дифференциации физического воспитания 12
Глава II Формы организации физического воспитания
Методы и принципы физического воспитания 18
Традиционные формы организации физического воспитания 20
Формы организации физического воспитания
во внеурочное время 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Вывод: Физическое воспитание в Республике Беларусь находится в совершенно новом контексте реализации. Чтобы решить все проблемы по воспитанию молодежи в Республике Беларусь, необходим комплексный подход. Чтобы достичь цели физического воспитания необходимо следовать его задачам. И только комплексность и понятие сущности, функций и задач поможет развивать физическое воспитание в республике.
Проблема
дифференциации физического воспитания
является актуальной и должна реализовываться
в современной школе, при правильном
подходе учителя и других специалистов,
с учетом всех рекомендаций.
Глава II Формы организации физического воспитания
Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.[7]
Формирование у учащихся физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. [11;399]
Средствами физического воспитания являются 1)физические упражнения; 2) естественные силы природы;3) режим питания, труда и отдыха; 4)утренняя гимнастика; 5)разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы. [2;18]
Методы
– это сумма приемов, которые
применяются для решения
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения. Диапазон применения физических упражнений исключительно широк. [6;399] Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательного стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно. [6;400]
Большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания. [11;400]
Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях. [11;400]
Принципы физического воспитания.
Принципы – это обобщенные исходные идейно-теоретические положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач.
Педагогическими
принципами физической культуры называются
кратко выраженные научно-методические
положения, отражающие закономерности
овладения двигательными
Все
принципы находятся в единстве и
во взаимосвязи. [10;14]
2.2
Традиционные формы
Формы
организации физического
К формам организации физического воспитания школьников относятся 1)физкультурные занятия; 2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники). [5;165]
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня школьного учреждения.
Соотношение
форм организации физического
В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий [3;5]
Учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе. Большое значение имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Влажная уборка должна производиться обязательно - дважды, до и после уроков.
Серьезное внимание необходимо обращать на освещение классов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал с левой стороны.
Учителям следует проявлять заботу о притоке свежего воздуха в классные помещения и коридоры. Желательно организовать пребывание детей на воздухе во время перемен.[18;401]
Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не наносился вред здоровью.
В процессе учебных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы – физкультминутки. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах. [11;402]
Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся. [3;25]
В I – II классах физкультминутки рекомендуется проводить 3-4 раза в день в III классе –2-3 раза. Продолжительность 1,5-2 минуты. Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями или проводить их в то время, когда ученики активно работают. Перед проведением физкультминутки открывают форточки или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах между столами так, чтобы не мешать друг другу. [9;254]
Важным
средством физического
Существенным
элементом физического
Вводная часть (3 –5 минут).
Цель: организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение.
Во вводной части происходит построение и расчет учащихся.[11;402]
Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения.
Следующий этап урока – подготовительная часть(8 –15 минут). В этой части урока выполняется подготовка к основным упражнениям, усиливается воздействие на мышцы, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.
Затем идет основная часть урока (20 – 30 минут). В этой части урока проводятся основные физические упражнения. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.
Последний
этап урока – заключительная часть.
В это время урока следует
привести учащихся в спокойное состояние
и подвести итог занятий. При проведении
занятий по физкультуре нужно также учитывать
возраст учащихся, не допуская перегрузки
и переутомления. [11;403]
2.3
Формы организации физического
воспитания во внеурочное время
Внеклассная работа по физическому воспитанию должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить рад направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке проводились беседы о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах беседы по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Нужно организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового физкультурного движения, важнейших событиях спортивно жизни.
Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.
С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. [11;404]
Информация о работе Физическое воспитание в современной школе