Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:04, реферат
В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора : чистоговоркам, колыбельным песням, потешкам и т.д. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формулируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка. Дети учатся воспринимать художественное произведение по законам искусства. Чтение стихотворений, потешек, загадок приносит им радость и эстетическое наслаждение.
Фольклор как способ развития речи детей
В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора : чистоговоркам, колыбельным песням, потешкам и т.д. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формулируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка. Дети учатся воспринимать художественное произведение по законам искусства. Чтение стихотворений, потешек, загадок приносит им радость и эстетическое наслаждение. В богатом фольклоре , мы находим патриотическое, эстетическое и нравственное воспитание. На протяжении многих веков фольклор играл и играет важную роль в обучении и воспитании детей. Народная педагогическая культура складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний…
Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании; загадки развивают мышление, песни, пляски подходят для эстетического воспитания, а игры, забавы - для физического воспитания.
Обучение речи , как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться со взрослыми и сверстниками. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работу над лексической стороной речи на логопедических занятиях начинаю с формирования умения понимать значения слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащегося формируется фразовая речь . Детей учу высказываться предложением, обучаю вопросно-ответной речи , связному высказыванию с помощью взрослого.
При анализе было обращено внимание на скудность, дефектность речи . Фразовая речь представлена однословными и двухсловными предложениями. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое количество слов, часто повторяют их. Для того чтобы научить детей данной категории правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, в системе провожу специальные коррекционные занятия по развитию речи . В ходе работы рассмотрела народное творчество, наиболее легкое и доступное для восприятия, как один из способов коррекции связанной речи детей с тяжелыми нарушениями в развитии .
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь , развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности детей с тяжелой умственной отсталостью.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ограниченными возможностями. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не, просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Народные песенки, потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей. Например: при формировании грамматического строя речи , обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, потешку про «заиньку»(однокоренные слова « зайка – заинька, серенький – серый»). С их помощью развивается фонематический слух, так как используются звукосочетания- наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его лаконичность, приобщение именно к такой форме изложения собственных мыслей способствует формированию образности речи , словесному творчеству детей.
Актуальной задачей речевого развития детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью является и выработка дикции. Известно, что у них еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым присуще: излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствовать их дикцию.
Исследователи считают незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Итак, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи . Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи .
Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи , прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умение и навыки.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора , я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.