Фонетическая системма русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 13:03, курс лекций

Описание

Цель: закрепить знания о гласных звуках и буквах для гласных; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; правильно произносить гласные звуки; показать слогообразующую и смыслоразличительную роль гласных звуков.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАСНЫЕ.docx

— 25.45 Кб (Скачать документ)
 

      ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ  И  БУКВЫ

Урок 1. Гласные звуки и буквы      

Цель: закрепить знания о гласных звуках и буквах для гласных; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; правильно произносить гласные звуки; показать слогообразующую и смыслоразличительную роль гласных звуков.      

1. Проверка домашней работы. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова (учебник, упр. 1). Выполнение заданий к упражнению. Орфоэпическое и орфографическое произнесение слова февраль, определение по гласным количества слогов в этом слове, запись слова в тетрадь.       

2. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 2). Обсуждение вопроса: какие звуки выбрали для распевки «хористы»? Обоснование ответа. «Хористы» поют гласные звуки. При произнесении гласных рот открыт. Выполнение задания: запись звуковых «домиков» для гласных звуков и произнесение этих гласных.      

3. Чтение сведений о языке (учебник, упр. 3). Соотнесение заголовка и текста. Ответ на вопрос: каковы же три главных признака гласных? Диктант «Узнай гласный звук и обозначь его буквой». (Учитель произносит слова журавль, мяч, лен, листы, зонт, ключ, мэр, мел. Дети находят в словах гласный или гласные звуки, произносят их и записывают букву для гласного звука.)       

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4). Обоснование ответа на вопрос: почему букв для гласных звуков больше, чем самих гласных звуков? Проведение игры «Кто правильно и быстро назовет все буквы для гласных звуков».      

5. Итог урока: как различить гласный звук среди других звуков в слове?      

6. Домашнее задание: выучить гласные звуки и буквы для гласных звуков; учебник, упр. 4. 
 Урок 2. Гласные звуки и буквы      

Цель: продолжить работу по совершенствованию знаний детей о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения.      

1. Повторение знаний о гласных звуках и буквах для гласных. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 41). Нахождение сходств и различий в написании и произношении каждой пары слов. Ответ на вопрос: что делает слова каждой пары различными по смыслу? Составление предложения с любым словом.      

2. Рассматривание рисунка (рабочая тетрадь, упр. 40). Составление предложения по рисунку. Называние букв и обсуждение: какие звуки они могут обозначать? Самостоятельная работа: запись букв по алфавиту.      

3. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук? Выполнение заданий (учебник, упр. 7). Пример рассуждения: в слове аист буква а обозначает звук [а], в слове мак буква а обозначает звук [а] и указывает на твердость предшествующего согласного и т. д.      

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 8, или рабочая тетрадь, упр. 42).      

5. Работа со словом деревня. Выяснение значений слова по толковому словарику в учебнике. Ответ на вопрос: когда так говорят: деревенька, деревушка, деревенский? Объяснение написания -ере- в данных словах. Запись слова в тетрадь. Подбор из словарика слов, в написании которых надо запомнить гласную еебята, пенал, ...).      

6. Итог урока: создание текста на тему «Что я знаю о гласных звуках и буквах».      

7. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 39. 
 Урок 3. Слова с буквой э      

Цель: познакомить детей со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э.      

1. Повторение знаний о гласных. Проверка домашней работы.       

2. Предупредительно-объяснительный диктант: учитель произносит (орфографически) слова этаж, ель, день, мэр, поэт, экран, дети объясняют, какой буквой надо обозначить гласный звук, затем записывают слово. Ответ на вопрос: почему в слове день звук [э] обозначили буквой е, а в слове мэр — буквой э? Предполагаемый ответ: звук [э] после мягкого согласного под ударением обозначается буквой е, а после твердого согласного — буквой э.      

3. Чтение предложений (учебник, упр. 9), определение, из какой сказки эти предложения. Воспроизведение той части сказки, которая соответствует прочитанному тексту. Уточнение слова эльфы: духи природы в скандинавской мифологии, сказочные воздушные существа, обычно благожелательные к людям. Запись любого предложения. Выделение предложения и его части, в котором дается оценка сказочным существам — эльфам.      

4. Чтение, рассматривание рисунка, беседа о том, как наш язык пополняется иностранными словами (учебник, упр. 10). Слова с буквой э заимствованы из французского языка (экран, экипаж, энциклопедия, эфир, эстафета), из греческого языка (эхо, поэт, поэма, энергия, электричество, эмблема) и др. Знакомство детей со словарем иностранных слов. Запись слов с буквой э, деление их на слоги.      

5. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 43 и 44).      

6. Итог урока: что узнали о словах с буквой э? Подбор слов с буквой э.       

7. Самостоятельная работа: вспомнить и записать по памяти гласные звуки и буквы, которыми обозначаются гласные звуки.             

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Урок 1. Ударные и безударные гласные      

Цель: уточнить представления детей об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове.      

1. Выразительное чтение стихотворения И. З. Сурикова (учебник, упр. 1). Определение темы текста. Нахождение слов с буквой ё, объяснение, что буква ё обозначает всегда ударный гласный звук. Чтение подготовленным учеником стихотворения А. А. Шибаева «Буква Ё».      

— Расскажи-ка, 
      Буква Ё, 
      Как твоЁ 
      ЖитьЁ-бытьЁ? 
      Буква Ё 
      ДаЁт 
      ОтчЁт: 
      — Ничего житьЁ 
      ТечЁт. 
      Я — ударная всегда! 
      — Ой-Ё-Ёй,  
      Вот это — да!      

Выполнение  заданий (учебник, упр. 1).      

2. Чтение сведений об ударных и безударных гласных в слове. Обобщение: как определить безударный гласный в слове? Объяснение, почему гласные так названы: ударные и безударные.      

3. Выполнение заданий (учебник, упр. 2). Наблюдение над тем, что одинаковый звук обозначается разными буквами (учебник, упр. 2). Чтение сведений о языке.      

4. Рассматривание рисунков (учебник, упр. 3). Выполнение заданий. Обсуждение вопросов: почему гласную букву в безударном слоге слова сова́ надо проверять? Что для этого надо сделать? Запись слов сова́ и со́вы, соединение дугой букв о в слоге со- в обоих словах и закрашивание этой буквы красным карандашом.      

5. Зрительно-слуховой диктант (учитель показывает написанное слово на карточке или на доске, дети называют только безударный слог, наблюдают над произношением гласного в безударном слоге и его обозначением на письме). (Слова для диктанта: глаза, дожди, гора, змея, гроза, лицо, коса, стена, леса, мячи, нора.)      

6. Итог урока: когда надо проверять написание гласной буквы в слове? Почему? Как это сделать?      

7. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 46. 
 

Урок 2. Наблюдение над обозначением гласных звуков 
буквами в ударных и безударных слогах (общее представление)      

Цель: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; обучать одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге; ознакомить с терминами и их значениями: проверочное слово, проверяемое слово; учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге.       

1. Выполнение заданий (учебник, упр. 4). Запись слов парами: сначала проверочное, затем проверяемое слово (дугой соединяются одинаковые гласные в ударном и безударном слоге каждого слова). Обсуждение вопроса: почему букву, обозначающую безударный гласный звук, перед написанием надо проверять?      

2. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упр. 46): в каких словах и в каком слоге гласную букву перед написанием надо проверять? Одинаково ли обозначаются буквами гласные звуки в каждой паре слов в ударных и безударных слогах в одинаковой части слова?      

3. Рассматривание рисунков, чтение выражений и выяснение их смысла: проверяемое слово, проверочное слово. Выполнение (устно) заданий (учебник, упр. 5). Чтение сведений о способах проверки проверяемого слова. Письменное выполнение последнего задания. Обобщение: что значит проверяемое слово? проверочное слово? Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово к словам коса, столы?      

4. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 47). Обозначение звуковой и буквенной записи форм слов волнá — вóлны:

        [валнá] 
        волн
        á
    óлны] 
    в
    óлны
 

      Чтение загадки (рабочая тетрадь, упр. 45), объяснение написания слов с пропущенными буквами.       

5. Составление предложения со словом волна. Запись предложения На море высокая ходит волна. Объяснение значения многозначного слова ходит, нахождение слова, обозначающего признак и отвечающего на вопрос какая?, подбор к слову высокая слов, близких и противоположных по значению.       

6. Итог урока: какое слово называется проверочным, а какое — проверяемым? Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки написания гласной в безударном слоге?      

7. Домашнее задание: учебник, упр. 6. Объяснение выполнения задания. 
 Урок 3. Обозначение гласных звуков буквами в ударных  
и безударных слогах      

Цель: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения.      

1. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 6): комментированная запись слов с объяснением написания гласной в безударном слоге (листы, пятно, грачи, поля, слова).      

2. Воспроизведение знаний: почему надо проверять написание гласной в безударном слоге слова? Как это сделать? Чтение задания (учебник, упр. 7). Объяснение, какую букву надо написать в каждом из слов. Обучение рассуждению: в слове кóсы в ударном слоге ко- пишется гласная буква о, значит, и в слове коса в безударном слоге ко- надо написать гласную букву о. Запись любых четырех пар слов из данного упражнения. Соединение дугой гласных в одинаковой части слов.       

3. Проведение игры «Подбери проверочное слово». Учитель «бросает» (как мяч) слово стран ученику, тот называет проверочное слово стрны. (Слова для игры: глаза, трава, грибы, ряды, шкафы, окно, свеча, письмо, листы, дожди, игла, снега, роса, часы...)      

4. Самостоятельная подготовка к выполнению задания на выбор (учебник, упр. 8 или упр. 9). Объяснение одного из учеников, как надо выполнить задание к упражнению. Запись любых трех пар слов по образцу.      

5. Ответы на вопросы: чем отличаются друг от друга задания в каждой записи слов? Как надо выполнить каждое из них? Выполнение любого задания (рабочая тетрадь, упр. 48).      

6. Продолжение работы (рабочая тетрадь, упр. 49). Рассматривание рисунка, чтение слов с пропущенными буквами. Объяснение написания слов. Подбор заголовка к рисунку. Составление по рисунку предложения или текста. Самостоятельная работа: вставка пропущенных букв и запись предложения.       

Информация о работе Фонетическая системма русского языка как предмет изучения в начальной школе