Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47
Содержание
Процессы интеграции, демократизации и сотрудничества нашего государства со многими другими развитыми странами мира ведут к интернационализации всех сфер общественной жизни, что делает иностранный язык крайне необходимой в различных аспектах деятельности человека. Это требует овладения школьниками коммуникативной компетенцией во всех видах речевой деятельности (в аудировании, чтении, говорении, письме), что обеспечит им доступ к другим национальным культурам, а следовательно и к мировой культуре. Большая потребность в образованных, творческих и активных личностях, способных к самосовершенствованию, взаимопониманию и взаимодействию с носителями разных языков и культур для благосостояния человечества повышает актуальность раннего обучения языку. Начало раннего изучения языка включает в себя значительные психологические предпосылки для овладения младшими школьниками основами элементарной коммуникативной компетенции. В работах Л.С.Выготского, Л.С.Рубинштейна, Ш.А.Амонашвили [1, 5, 15] и других ученых имеются убедительные данные о том, что ребенок усваивает иностранный язык легче, чем взрослый человек. Расцвет человеческих способностей к усвоению второго языка непосредственно связан с физиологическими факторами и приходится на период с четырех до десяти лет.
Согласно Программы [7]
для общеобразовательных
В методике обучения иностранным языкам подчеркивается, что моторная теория речи подчеркивает роль кинестезий в письменном речи: мы проговариваем то, что пишем и читаем. Овладение устной речью и чтением вслух вообще невозможно без устойчивых слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков [9, 105].
По мнению методистов, в начальной школе ограниченный объем фонетического материала, которым должен овладеть ученик, и разрешается некоторое снижение качества произношения отдельных звуков [8, 157].
Как считают Рогова Г. В., Верещагина И. Н., обучения фонетического материала представляет собой сложное методическое задача, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся [ 14, 134].
Обучение фонетике предполагает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями изучаемого языка, ударением и основными интонационными моделями (интонемамы) наиболее распространенных типов простых и сложных предложений. На начальном этапе изучения языка происходит формирование слухо-красноречивым базы, на последующих этапах она должна усиливаться, то есть каждый этап имеет свою соответствующую задачу по отношению учебы произношения. В методике обучения языку подчеркивается, если на начальном этапе будет что-нибудь выпущено и появятся неправильные произносимые привычки, то исправить их потом очень трудно [6].
Актуальность выбранной нами темы состоит в необходимости и важности формирования фонетической компетенции, а именно, правильных слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков речи у учащихся первого класса.
Объектом исследования является процесс формирования фонетической компетенции речи у учащихся первого класса.
Предметом исследования является комплекс упражнений для обучения фонетики.
Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические
предпосылки формирования фонетической
компетенции у младших
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;
Провести экспериментальное изучение словообразования у первокласников
Если проследить историю развития методов обучения языку, можно обнаружить, что каждый новый шаг в методике тесно связан с изменениями в понимании психологического аспекта процесса учения, с новыми данными о психологических особенностей учащихся того или иного возраста и возможностей усвоения ими знаний и выработки определенных умений и навыков. Не зная особенностей памяти, внимания и мышления детей младшего школьного возраста, учитель не может достичь желаемых результатов в обучении.
У учеников первого класса продуктивность непроизвольного запоминания выше производительности произвольного. Известно, что практическое овладение навыками и умениями устной речи основывается в основном на непроизвольном запоминании. Конечно, непроизвольное запоминание имеет разные формы и направленность. Так, запоминание материала в процессе классификации картинок качественно отличается от запоминания материала при проведении языковых игр или слушания сказки, потому ведущей деятельности учащихся первого класса (как, собственно, и первокласников) остается игровая.
Известный психолог С.Л.Рубинштейн [15] писал, что в педагогическом плане возникает важнейшая задача - организовать учебную деятельность так, чтобы ученик запоминал учебный материал во время работы над ним, а не только тогда, когда он целенаправленно его запоминает. Это намного сложнее для учителя, но гораздо легче и эффективнее для ученика-первоклассника.
В.М.Плахотник и Т.Л.Сирик [12, 6] отмечают также, что производительность как самопроизвольного так и произвольного запоминания зависят от интереса, который учащиеся проявляют к тому или иному виду иноязычной речевой деятельности, от тех эмоций, которые сопровождают восприятия материала.
Другой особенностью памяти, характерной не только для учеников первого класса, но и для всех людей вообще, является способность лучше запоминать материал при многократном повторении распределенной во времени. То есть, если ученик многократно повторяет определенный материал непрерывно в течение, скажем, 20 минут, то он запомнит меньший по объему материал, чем в случае, когда за то же время он будет изучать материал частями, в несколько приемов. Кроме того, такое запоминание будет гораздо крепче; ученик сможет воспроизвести материал через довольно длительное время.
В плане усвоения языка следует помнить, что первоклассники запоминают связные тексты лучше, чем изолированные, а также лучше воспринимают рифмованный материал.
В.М.Плахотник и Т.Л.Сирик [12, 7] отмечают, что у первоклассников целенаправленная внимание еще не развита. Их привлекает все новое, яркое, необычное, то внимание в них непроизвольное (как и память). Однако в процессе обучения большое значение имеет произвольное внимание, поэтому развитие ее - одна из задач учителя. Произвольное внимание развивается постепенно, начиная с первого класса, кроме того, во многих учеников она уже развита.
Мышление первоклассника имеет наглядно-действенный характер. Ребенок мыслит воспринимая предметы и действуя с ними. Умозаключения детей 6 - 7 лет основываются преимущественно на непосредственных наблюдениях. Уже часто процесс мышления у детей затрудняется тем, что они не представляют наглядно цвет, размеры и другие признаки предметов, которые должны стать объектом их мнению. Ребенок мыслит формами, красками, звуками, чувствуя вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить его мыслить иначе.
На начальном этапе конкретность и наглядно-действенный характер мышления соответствует простому и конкретном языковом материала. А это облегчает выражения мыслей на иностранном языке и ее непосредственное понимание, т.е. пользования языком как средством общения уже в самом начале ее изучения.
Мышления учащихся первого класса развивается от наглядно-действенного к абстрактному в процессе учебной деятельности на всех уроках. В процессе формирования навыков устной речи учеников учат устанавливать причинно-следственные связи между фактами или явлениями, делать выводы.
Однако, следует помнить, что ученики первого класса часто судят о предметах и ситуации очень односторонне, на основе какой-то одной очень часто несущественной признаки; их умозаключения могут основываться не на логических аргументах, а на основе прямого переноса этого признака на другие подобные явления или предметы. Поэтому учитель должен постоянно управлять умственной деятельностью учащихся.
Итак, обучая первоклассников языку, следует придерживаться следующих рекомендаций:
• непроизвольное запоминание должен занимать надлежащее место в обучении языку, а оно продуктивное только тогда, когда материал заинтересует ученика-первоклассника;
• не использовать многократное
повторение одного и того же материала,
а распределять его в учебном
времени, именно это приведет к эффективному
самопроизвольного его
• языковой материал заучивать в связном тексте;
• широко использовать наглядные пособия, которые привлекали бы внимание учащихся;
• желательно доминирования игровой деятельности, а для поддержания неустойчивой внимания учащихся постоянно менять формы деятельности на уроке
• использовать наглядно-действенное характер мышления первоклассников, связывать усвоения языкового материала с конкретными предметами и их свойствами;
• следует ограничивать использование родного языка;
• развивать мышление, обучая учеников делать правильные умозаключения, находить причинно-следственные связи.
Анализ отечественной и зарубежной методической литературы показывает, что при обучении произношению имеется два подхода:
1) имитативный;
2) аналитико-имитативный.
Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий.
1. Восприятие –
создание правильного
2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука.
3. Имитация – закрепление рече-двигательных образов речевой единицы.
4. Изолированная репродукция – закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления.
5. Комбинирование – переключение внимания с одного фонетического явления на другое.
Звуковая материя является первоэлементом речи, и слухопроизносительные навыки лежат в основе всех видов речевой деятельности. Поэтом работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа, и распространяются далее на весь школьный курс обучения иностранному языку.
На начальном этапе происходит формирование слухопроизносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, то есть каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. Если на начальном этапе не уделять должного внимания формированию слухопроизносительным навыкам, в последствии могут выработаться неправильные произносительные умения и исправить их будет если не невозможно, то очень трудно.
Рассмотрим особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения. Одним из наиболее важных способов ознакомления с фонетическим явлением на начальном этапе является показ наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке.
В обучении произношению оправдал себя аналитико-имитативный способ, при котором звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы.
Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются. Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к оригиналу) характер. Это фактически правила-инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы артикулярного аппарата (губы, язык) принимают участие в произнесении звука.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно интегрировать с аутентичной демонстрацией, которые учащиеся слышат от учителя или в на аудионосителе, чтобы создать условия, в которых учащиеся могут иметь аудио-поддержку непосредственно при овладении звуками. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, которая также происходит на основе эталонов.
Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников