Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:33, курсовая работа
Продуктивная деятельность это такая деятельность, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам). В продуктивной деятельности у дошкольника значительно быстрее формируются геометрические. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий.
Введение
Глава1 Обзор литературных источников по проблеме исследования
1.1.Содержание геометрических представлений формируемых у детей в дошкольном учреждений
1.2.Характеристика продуктивных видов деятельности дошкольника
1.3.Методы и приемы формирования геометрических понятий в дошкольном возрасте
Глава 2. Описание методики исследования
2.1. Диагностические задания для выявления сформированности геометрических понятий в дошкольном возрасте
2.2. Опыт формирования геометрических понятий в продуктивных видах деятельности
Заключения
Список литературы
2
Курсовая работа по педагогической психологии
Формирование геометрических понятий в процессе продуктивных видов деятельности дошкольника
Выполнила студентка №
Проверил старший преподаватель
Казань 2011
Содержание
Введение……………………………………
Глава1 Обзор литературных источников по проблеме исследования
1.1. Содержание геометрических представлений формируемых у детей в дошкольном учреждений…………………………………………….
1.2. Характеристика продуктивных видов деятельности дошкольника …………………………………………………………………………….
1.3. Методы и приемы формирования геометрических понятий в дошкольном возрасте…………………………………………………………
Глава 2. Описание методики исследования………………..
2.1. Диагностические задания для выявления сформированности геометрических понятий в дошкольном возрасте
2.2. Опыт формирования геометрических понятий в продуктивных видах деятельности……………………..
Заключения…………………………
Список литературы…………………..
Приложения 1
Приложения 2
Введение
Актуальность нашей темы заключается в том, что в наше время происходить преобразование образовательных программ, вводятся новые системы обучения и воспитания детей.
Продуктивная деятельность это такая деятельность, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам). В продуктивной деятельности у дошкольника значительно быстрее формируются геометрические. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий.
Включение этих операций в процесс усвоения математических знаний дошкольниками - одно из важнейших условий построения обучающей программы, т.к. продуктивная деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психологических функций ребенка.
Именно поэтому, тема нашей работы: Формирование геометрических понятий в процессе продуктивных видов деятельности дошкольника, является чрезвычайно актуальной.
Целью нашей работы является изучить возможность продуктивных видов деятельности для формирования геометрических понятий у дошкольников.
Предмет исследования: формирование геометрических понятий у дошкольников.
Объект: использование продуктивных видов деятельности детей.
Задачи:
1) рассмотреть содержание геометрических представлений формируемые в дошкольном учреждении;
2) изучить продуктивные виды деятельности;
3) найти диагностические методики для выявления геометрических понятий;
4) описать опыт формирования геометрических понятий в продуктивных видах деятельности у младших дошкольников.
Представленная курсовая работа состоит введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1 Обзор литературных источников по проблеме исследования
1.1 Содержание геометрических представлений формируемых у детей в дошкольном учреждении
Математика — это наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. «Геометрия — это область математики, которая изучает определенные неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства»
Понятие «количественные свойства» в традиционном понимании курса дошкольной математики всегда связывалось в основном со счетом предметов, а в отношении геометрических фигур — со счетом их элементов (сторон, углов). Между тем геометрические фигуры являются намного более «богатым» материалом для формирования количественных представлений ребенка. Например, такое свойство, как протяженность или длина, является, с одной стороны, пространственной характеристикой, а с другой стороны, всегда имеет свое численное выражение, являясь одновременно количественным свойством геометрической фигуры, при этом чувственно воспринимаемым. Геометрические фигуры, имеющие протяженность и определенным образом расположенные в пространстве, образуют новую форму. Так, отрезки в определенном расположении на плоскости образуют качественно новую форму, например, треугольник или четырехугольник, обладающую теми же свойствами, что и ограничивающие ее отрезки, а также новыми свойствами: площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь, определенным образом расположенные в пространстве фигуры порождают новые формы — тела, обладающие как всеми прежними свойствами (длинами сторон, площадями граней), так и новым свойством — объемом, также имеющим численное выражение.
Геометрические фигуры, как и реальные предметы, в отличие от чисел, имеют определенное взаимное расположение на плоскости и в пространстве (принадлежность, включение, касание, местоположение относительно друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т. п.). На простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет познакомить ребенка с важнейшими математическими (и в общем даже философскими) положениями, например с тем, что прежде, чем сравнивать предметы, надо установить, по какому свойству будем сравнивать; что при изменении положения и ориентации предмета его форма не изменяется; что один и тот же предмет с различных позиций (точек зрения) может выглядеть по-разному, но это все равно тот же предмет и т. д. При этом геометрические фигуры, в отличие от абстрактных чисел, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни. Таким образом, работа с геометрическим содержанием является весьма значимой с точки зрения общего математического и психического развития дошкольника.
Линии в содержании геометрического блока для дошкольников:
Первая линия связана с развитием ориентации в пространстве; при этом имеется в виду не только собственная ориентация в пространстве, но и установление положения того или иного предмета в пространстве, на плоскости и на линии (последнее необходимо, в частности, для понимания принципа построения натурального ряда).
Выделяют три вида ориентации в пространстве:
• установление принадлежности предмета (точки) линии или плоскости: колобок на дорожке (дорожка — линия, колобок — точка на линии), муха на стене, шкаф на полу;
• установление расположения одних предметов относительно других: между, справа, слева, перед, за, выше, ниже, над, под;
• расположение внутри или вне замкнутой линии или емкости: внутри и вне (снаружи).
Как видно, данное направление связывает тему ориентации в пространстве со знакомством с такими геометрическими понятиями, как точки и линии (прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые), направления на прямой линии, порядок точек (предметов) на прямой (предшествующий и следующий предмет в ряду); замкнутые линии на плоскости подводят к понятию геометрической фигуры (окружность, овал, треугольник, четырехугольник и др.).
Наблюдая геометрические тела с различных точек зрения и из различных положений, ребенок знакомится с тем, что возможно различное восприятие предметов. Освоившись с таким отношением к геометрическим телам в пространстве, ребенок далее сможет более органично таким же образом относиться и к другим предметам и жизненным явлениям, ситуациям и взаимоотношениям.
Необходимость радикального пересмотра геометрического содержания программы дошкольного математического развития, введение в программу достаточно большого количества непривычных для воспитателя традиционной школы понятий и отношений (внутри и снаружи, на границе, замкнутая и незамкнутая, пересекается, касается, общая часть, точки и линии, фигуры и тела, общая часть и т. п.) обусловлены рядом причин:
Во-первых, психологические эксперименты показали, что порядок развития идей ребенка в области геометрии кажется обратным порядку их исторического открытия, как пишет Ж. Пиаже. Качественные (топологические) свойства фигур ребенок замечает и начинает понимать раньше, чем количественные (количество сторон, углов). У детей 4 - 5 лет легко развивается « проективное зрение», основа проективного восприятия геометрических тел. Во-вторых, этого пересмотра настоятельно требует необходимость решения проблемы преемственности дошкольного образования. Несформированность пространственной ориентации и, как следствие, неразвитость пространственных представлений и зрительно-моторной координации, а значит, и пространственного мышления, как отмечают психологи в последнее десятилетие, становится важным фактором неготовности детей к школьному обучению.
Вторая линия в содержании геометрического блока связана с геометрическими преобразованиями. Психологи отмечают, что важным недостатком мышления ребенка, приходящего в школу, является непонимание им принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Выявившие это в свое время экспериментальные методики Ж. Пиаже (20-30-е годы XX века) сегодня уже стали классическими примерами, на которые ссылаются во всех учебниках психологии. Всем известен пример с пластилиновым шариком: когда на глазах ребенка скатывают два одинаковых пластилиновых шарика — и ребенок согласен с тем, что они одинаковые, но если раскатать один из них в «колбаску» на глазах ребенка, то он может сказать, что в «колбаске» пластилина больше. Приведем другой, не столь часто употребляемый пример, напрямую связанный с геометрическим понятием «равносоставленность»: ребенку предъявляются два одинаковых листа бумаги — и ребенок согласен с тем, что листы одинаковые; затем один из листов на глазах ребенка разрезается по сгибу пополам и из полученных половин складывается прямоугольник (более узкий, но длинный по отношению к первоначальному). На вопрос экспериментатора: «Где теперь бумаги больше?» — многие дети говорят, что в новом прямоугольнике бумаги больше. Этот пример приводится в упоминавшейся выше статье JI.M. Фридмана для подтверждения мысли, что без специально организованной подготовки в данном направлении эти феномены детского мышления являются устойчивыми характерными особенностями, существующими объективно.
Таким образом, дидактически формирование у ребенка умений выделять свойства и качества предметов, сравнивать их по этим свойствам и качествам, понимая, что одна и та же пара предметов может сравниваться по разным свойствам и при этом результаты сравнения получаются разные (например, мяч больше шайбы, но шайба тяжелее мяча, т. е. мяч весит меньше и т. п.), предшествует осознанию закона сохранения количества (термин Ж. Пиаже), что, в свою очередь, должно предшествовать знакомству ребенка с числом и обучению оперированию численными характеристиками предметов и явлений.
Следует отметить, что современное понимание содержания данной линии курса математического развития дошкольников также вводит в программу достаточно большое количество не привычных для воспитателя традиционной школы понятий и отношений геометрического характера: движения различных видов (симметрии, сдвиги, повороты и вращения); трансформации фигур (разбиение фигур на части и компоновка этих частей в различных комбинациях с целью получения фигур с заданными свойствами); наложения (пересечения) и объединения фигур (с целью получения новых фигур).
Третья линия в содержании геометрического блока связана с развитием логико-символической функции мышления ребенка. Эта линия также напрямую связана со спецификой геометрии как науки. «Простота и бедность» геометрических понятий и отношений объективно привели к тому, что геометрия первой из всех наук пришла к применению наиболее рационального метода исследования — дедуктивного (логического). Дедукция — это метод рассуждения (доказательства) «от общего к частному». Применение дедукции в геометрии как общего способа обоснования истинности суждений обусловлено «минимизированностью» качественной стороны изучаемых ею явлений, что позволяет сразу сосредоточиться на существенных свойствах.
В то же время сама специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности ребенка более, чем другая область познания, а следовательно, и более, чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления.
В этой связи необходимо несколько слов сказать о таком дидактическом понятии, как наглядность, традиционно считающемся первым и необходимым условием доступности учебного содержания для дошкольников. Буквальное следование данному принципу (в том понимании, как это трактовали еще Я.А.Коменский и К.Д. Ушинский) долгие годы препятствовало процессу насыщения математического содержания геометрическим материалом не только дошкольного обучения, но и программ начальной школы, поскольку геометрический материал считался слишком абстрактным для восприятия ребенка. Практически все методические пособия для воспитателей ДОУ трактуют наглядность как изобразительность и чувственность в смысле конкретной похожести.