Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме формирования игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
- раскрыть методику формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………2
1 Теоретические основы игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
1.1 Вопросы игровой творческой деятельности детей дошкольного возраста в современной научной литературе…………………………………………………..4
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…………….9
2 Особенности формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………15
2.1 Методы и приемы формирования игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………15
2.2 Методика формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
1.1 Вопросы игровой творческой деятельности
детей дошкольного возраста в современной
научной литературе………………………………………………….
2 Особенности формирования игровых
умений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.1 Методы и приемы формирования
игровых умений и навыков у
детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………
2.2 Методика формирования игровых
умений у детей младшего
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В Законе об образовании Республики Казахстан подчеркнута важность и необходимость осуществления систематического воспитания и обучения детей дошкольного возраста[1].
В государственном ОбщеОбязательном стандарте образования Республики Казахстан говорится, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В государственном стандарте указано, что в базовый минимум содержания основных дошкольных общеобразовательных программ воспитания и обучения должны входить различные направления развития ребенка, в том числе и игровая деятельность: сюжетно - ролевые творческие игры и игры с правилами, подвижные игры, дидактические игры[2].
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Цель исследования: раскрыть особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме формирования игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
- раскрыть методику формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Структура исследования:
курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Во введении раскрыта актуальность и аппарат исследования.
Первый раздел отражает вопросы игровой деятельности в современной литературе и раскрывает роль игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольного возраста.
Во втором разделе раскрываются методы и приемы формирования игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста и методика формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В заключении представлены
выводы. Список использованной литературы
состоит из 37 источников.
1.1 Вопросы игровой творческой деятельности детей дошкольного возраста в современной научной литературе
Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детской деятельности. В педагогике игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений.
Понять природу игры, определить ее характерные черты, проанализировать причины возникновения стремились, начиная с XIX века многие отечественные и зарубежные исследователи. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Она важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности.Он говорил о том, что человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека[3].
Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил[4].
Иную трактовку игр дает теория “активного отдыха”, развитая немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе.
Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны[5].
Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности[4].
Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь».
Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития.[6]
Теории игры, преувеличивающие роль природного, биологического в человеке, являются несостоятельными.
Среди современных исследователей феномена игры следует Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского и др.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[7].
Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблем игры, не выдвигал бы свей точки зрения на её природу и значение. Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний[8].
В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей.
В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы на которых направлена деятельность играющего.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст) игра выступает ведущим видом всей деятельности.
В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Несмотря на множество принципиальных отличий, их теории сходились в одном: они рассматривали игры детей вместе с играми детенышей животных. Понимание игры исходило из представлений о том, что игра относится к унаследованным инстинктам. В основе этих тенденций лежит представление о тождественности процессов психического развития у детенышей животных и у ребенка человека. Такие теории не дают объяснения природе игры - как и «глубинные» теории, в которых игра считается выходом из реального мира в мир грез так и натуралистические теории, авторы которых видели в игре стремление приспособиться к среде обитания человека.
Информация о работе Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста