Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа
Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.
- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.
- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.
- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;
2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;
3. Определить сущность нетрадиционных уроков;
4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9
1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20
Заключение………………………………………………………………..стр.22
Список литературы………………………………………………………стр.23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9
1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря
об организации процесса обучения,
нельзя забывать также о нестандартных
формах организации учебно-
Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.
Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.
Проблема качества образования актуальна во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.
Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов»
Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.
- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.
- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.
- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;
2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;
3. Определить сущность нетрадиционных уроков;
4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование
Структура
работы включает в себя введение, две
главы, заключение, список литературы
Глава
1. Теоретические
основы формирования
исторической компетентности
на нетрадиционных уроках
истории.
1.1.
Освещение проблемы
компетентного подхода
и исторической
компетенции в
современной системе
образования.
По мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой» [3, 86]
Серьезной научной проблемой, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей системы школьного исторического образования.
Можно
высказать предположение, что перспективы
модернизации этой системы в определенной
степени связаны с развитием
компетентностного подхода к
образованию. Необходимо достижение баланса
двух парадигм: когнитивной и личностно-
Таким образом, изучение истории в общеобразовательных учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.
Современное школьное историческое образование будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:
Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.
Задачи учителя истории на современном этапе:
Поскольку историческая компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
Расположим
методы обучения в порядке возрастания
деятельностной составляющей и оценим
их эффективность при формировании
умений учащихся в исторической компетенции
(таб. 1) [9, 98].
Таблица 1. Эффективность методов обучения при формировании умений учащихся в исторической компетенции
Умения
учащихся Методы |
Поиск информации | Извлечение информации | Отделение основной информации от второстепенной | Критическое оценивание достоверности полученной информации | Перевод информации в другую знаковую систему | Использование
компьютер
ных технологий |
Рассказ | + | + | ||||
Беседа | + | + | ||||
Лекция | ++ | |||||
Дискуссия | + | + | +++ | |||
Работа с текстом учебника | +++ | +++ | +++ | +++ | ||
Работа с картой | +++ | +++ | +++ | +++ | + | |
Работа со стат.данными | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | |
Решение задач | ++ | ++ | +++ | + | + | + |
Познавательная игра | + | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ |
Практический метод | + | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ |
Частично-поисковый метод | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | +++ |
Анализ источников (лабораторный) | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ |
Обучающий контроль | + | +++ | +++ | +++ | ||
Проектный метод | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ |
Исследовательский метод | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | ++++ |
Тренинг | + | +++ | +++ | +++ |