Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:20, доклад
Экологические противоречия, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. Поэтому для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания.
Экологизация сознания общества связана с формированием у людей определенных экологических ориентаций и заключается в превращении экологических установок и ориентиров, образующих прочный фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок
Формирование экологической компетентности педагогов
Авторы: Атаева Наталья Евгеньевна – первая квалификационная категория, Кадесникова Светлана Михайловна – первая квалификационная категория, г.Уфа, Калининский район, Детский сад N 16.
Экологические противоречия,
достигшие глобального уровня, привели
к осознанию того, что будущее
развитие общества будет во многом
зависеть от уровня экологической культуры
и экологической
Экологизация сознания общества связана
с формированием у людей определенных
экологических ориентаций и заключается
в превращении экологических установок
и ориентиров, образующих прочный фундамент
экологического мышления, в основание
деятельностных установок.
Потребность в экологизации сознания
общества вызвана объективными факторами
(опасной остротой экологических противоречий,
реальностью экологического кризиса,
необходимостью предотвращения экологического
краха, качественным состоянием окружающей
природной среды), отражающими насущные
потребности общества. Но она, в свою очередь,
влияет на течение социально-экономических
процессов, ибо в обществе все делается
людьми, а то, что люди делают и как они
это делают, зависит от содержания их сознания —
от их целей, их потребностей, их интересов,
убеждений, привычек, знаний, ценностных
ориентаций и нравственных характеристик.
Все это делает непреложным тот факт, что
в преодолении экологического кризиса,
как и в решении всех других глобальных
проблем цивилизации, важная роль принадлежит
образованию.
Система образования и воспитания должны
воссоздаваться как единая система с целью
обеспечения эффективности подготовки
человека для жизни в условиях наличной
социоэкологической ситуации, которая
обусловливает необходимость для людей
согласовывать свои потребности и действия
с допустимыми нагрузками на природу.
Ключом к пониманию того, каким должно
быть образование на современном этапе
может стать осмысление ситуации, сложившейся
вокруг проблемы социального заказа. Социальный
заказ, который сегодня стоит перед системой
образования, можно сформулировать в самой
общей форме как формирование инициативной,
предприимчивой, самостоятельной личности,
открытой для постоянного самообразования,
готовой к инновациям и изменениям. Не
учить мыслям, а учить мыслить — вот главная
задача современной системы образования.
Такой подход будет способствовать сближению
передовых педагогических теорий и технологий
с практикой, что станет условием современной
проверки их целесообразности, а также
исключит возможность сведения формировании
личности к обучению или к воспитанию.
. Экологическая проблема, как и проблема
образования, обладает рангом глобальной
проблемы современности, и возможно, что
на пути экологизации образования могут
быть решены обе эти общечеловеческие
проблемы.
Система общественного образования возникла,
чтобы обслуживать интересы общества
и воспитывать его граждан как людей, способных
понимать друг друга и сотрудничать на
основе общих интересов. Для того чтобы
система общественного образования могла
выполнять эту благородную миссию, она
должна быть ориентирована на освоение
наиболее важных жизненных ценностей,
предполагающих служение обществу и учет
интересов всех людей, на актуальные социально-значимые
цели. Экологизация образования может
стать фактором, способным обеспечить
реализацию двуединой задачи: реформировать
школу, связав ее с жизнью, и повысить уровень
экологической грамотности населения,
создав этим предпосылки для преодоления
противоречий существующей экологической
ситуации.
Существующая система образования сформировала
у людей стойкое представление, что человек
является самоцелью развития. Это представление
легко усваивается и закрепляется, поскольку
основывается на глубинных инстинктах
человеческой природы, направленных на
борьбу за существование и выживание.
Ведь если человек является самоцелью
развития, то, следовательно, это закрепляет
за ним право удовлетворять все потребности,
невзирая на обстоятельства. Такая ориентация,
по сути дела, является проявлением эгоизма
и индивидуализма. Следствием такой ориентации
не может не быть потребительски бездумное
отношение к природе, порождающее опасность
роста негативных последствий для качества
природной среды и углубления наличных
экологических противоречий. Поэтому
образование, будучи целенаправленной
программной социализацией человека,
обеспечивающей ему как бы второе рождение,
делающей его в полной мере человеком,
должно стать эффективным механизмом
созидания экологической культуры.
Для достижения этой цели образование,
выступая в качестве общекультурного
основания социализации человека, должно
одновременно стать и способом его самореализации
в культуре, что возможно при условии его
построения на основе принципа «опережающего
отражения», свидетельствующего о его
направленности в будущее.
В силу того, что сознание современного
человека еще не достигло той ступени,
когда он может сознавать себя как неотъемлемую
органическую часть природы в ее взаимодействии
с социумом, возникают искажения в понимании
человеком своего назначения в природном
мире. Следствием этого и является социокультурная
энтропия общества, обусловливаемая, во-первых,
дезавуированием устаревших и неустойчивостью
новых паттернов в экзистенциальных установках
личности; во-вторых, практическим отсутствием
конвенциального баланса между индивидуальными
и общественными потребностями; в-третьих,
несоответствием образовательной парадигмы
социально-экономическим реалиям.
На несоответствие антропоцентристской
педагогической парадигмы современным
задачам обратили внимание многие видные
специалисты. По мнению сотрудника Комиссии
по биологическому образованию при ЮНЕСКО М.В. Гусева,
антропоцентристская ориентированность
этического идеала в современных условиях
препятствует формированию биологических
компонент мировоззрения, формированию
«принципа презумпции виновности человека
перед природой». Это, в свою очередь, препятствует
формированию установки на непротиворечивость
человеческих потребностей интересам
других форм жизни на Земле, интересам
биосферы в целом.
В современных условиях необходимо сформировать
новую мировоззренческую парадигму, направленную
на отрицание традиционного стремления
человека к активному овладению природой
и ее приспособлению к человеческим потребностям.
Целью новой образовательной парадигмы
должно быть воспроизводство человека
как органического существа, как целостного
феномена природы в единстве его определений
(космического, биологического, социального,
духовного), обладающего не эгоистически
гуманистическим мировоззрением, а сознанием
коэволюции природы и общества.
Таким образом, современное образование
должно учитывать тот факт, что потребностью
нынешнего этапа социального развития
является смена ценностных установок
в отношении человека. Это требует, в частности,
придания аксиологической направленности
позитивным знаниям, введения экогуманистических
критериев оценки результатов практической
и теоретической деятельности человека
и общества, замены существующей мировоззренческой
парадигмы ноосферным мышлением.
Образование, будучи каналом трансляции
культурных ценностей, не есть средство
формирования человека вообще, оно создает
человека в конкретном обществе, сообразованного
с потребностями данного общества, осознающего
цели его развития и служащего их реализации.
Таким образом, образование призвано,
с одной стороны, готовить человека для
жизни в условиях наличного общества,
а с другой стороны — формировать у человека
способность принимать независимые, аутентичные
решения, чтобы позитивно менять себя
и общество, в котором он живет. А это означает,
что реформирование системы образования
должно осуществляться в направлении
смещения акцентов в содержании преподаваемых
дисциплин в сторону общечеловеческих
ценностей, чтобы каждый обучаемый в процессе
усвоения знаний по тому или иному предмету
мог задуматься об ограниченности природных
ресурсов, о необходимости и возможностях
их эффективного использования, что, будучи
отражением требований экологизации образования,
вместе с тем станет средством создания
действенных связей между предметно-теоретическими
знаниями и реалиями действительности.
Образование — особый социальный институт.
Будучи укорененным в реальном обществе,
зависимым от него, вынужденным следовать
определенному социальному заказу, образование
при этом должно опережать общество, «вести»
его, ибо оно имеет дело с воспроизводством
и развитием общества, то есть с его будущим.
Это ставит перед системой образования
принципиально новую задачу: подготовить
человека к жизни в динамичной среде, а
для этого его нужно научить учиться и
привить ему потребность в самообразовании.
Новая модель образования в условиях перехода
к информационному обществу должна обеспечивать
формирование разумного и ответственного
отношения к природному и социальному
миру на основе трансформации идеалов
в глубокие личностные потребности.
Разумное и ответственное отношение к
природе нужно в первую очередь самому
человеку, чтобы он смог стать и быть человеком,
оберегая и развивая полноту и достоинство
своего человеческого бытия. Вместе с
тем от того, какой тип человека будет
формироваться в процессе образования,
каким будет уровень его индивидуального
сознания, характер и широта межличностных
связей, степень включенности в социальную
жизнь, профессионализм и т.д., зависят
и возможности решения глобальных проблем
современности. От уровня зрелости экологического
мышления зависит успешность природоохранной
и природопреобразующей деятельности.
Кроме того, через отношение к природе
формируется нравственное отношение к
социальному окружению, ведь природа —
это общий дом всего человечества и забота
о нем предполагает учет интересов как
ныне живущих, так и будущих поколений.
Формирование развитого экологического
мышления является основанием формирования
экологической культуры, развития гражданственности
и патриотизма: нельзя быть гражданином
и патриотом и не заботиться о сохранении
качества природной среды, которая является
Родиной всего человечества и каждого
человека.
Экологическая ситуация в нынешнее время
такова, что современная школа должна не только
обеспечивать возможности для развития
личностных способностей, но и прививать
обучаемым поисковые склонности к овладению
знаниями, усвоению их в максимально полном
объеме, чтобы научить учащихся мыслить
широко и комплексно, без чего не может
быть сформирована экологическая компетентность,
которая является необходимым условием
преодоления бесхозяйственного, безответственного
и бездумно-безалаберного отношения к
природной среде.
Сегодняшняя экологическая ситуация формирует
новые каноны культурности и образованности,
которые должны стать ориентирами для
разработки новых педагогических технологий
и моделей профессионально-
Успешно выполняют задачу экологического
воспитания телевизионные программы «В
мире животных», «Клуб путешественников»,
«Путешествие натуралиста», «Среда», «Ребятам
о зверятах», прививающие любовь к животным,
несущие знания об их жизни, среде обитания,
повествующие о примерах доброты, чуткости
во взаимоотношениях с природой. Телевизионная
«Зеленая школа» для детей стремится формировать
бережное отношение к окружающей среде,
ответственность за жизнь братьев наших
меньших, стремление к органичности существования
в окружающем природном мире.
На реализацию задач экологического образования
и воспитания направлена и так называемая
экологическая реклама. Рекламные ролики
с экологической пропагандистской направленностью
можно условно разделить на следующие
группы:
Сообщая о существовании
экологических проблем, рекламные
ролики стимулируют интерес к
проблемам экологии и, при условии
неоднократного повторения, оказывают
своего рода психическое давление на
человека, которое в конечном итоге
может привести к изменению его
взглядов, заставить задуматься о
правильности своего собственного поведения
и направления, в котором движется
современная цивилизация.
Таким образом, можно сделать вывод о возникновении
телевизионной педагогики, которая сформировалась
на стыке классической педагогики и дидактики
с тележурналистикой и практикой телевидения.
Телевидение в сфере образования, не утрачивая
своих прежних функций, приобретает черты
принципиально нового педагогического
(и журналистского) направления, в котором
играет роль не только проводника информации,
но и ее интерпретатора. Одновременно
телевидение благодаря ряду своих отличительных
особенностей воздействует на формирование
личности, выполняя в связи с этим позитивную
роль в педагогическом и образовательном
процессе. Следовательно, можно сделать
вывод о наличии позитивных достижений
СМИ в деле формирования экологического
мышления и экологической культуры.
Поскольку формирование экологического
мышления предполагает достижение глубоких
изменений в способе мировосприятия людей,
в их отношении к природному миру, образование
должно быть не предметным (физика, химия,
биология, литература и т.д.), а проблемным.
Только в этом случае учащиеся в полной
мере смогут стать сознательными соучастниками
воссоздания знания. Потребность внедрения
такого похода в процесс обучения обусловлено
тем, что включенность учащихся в наличную
систему обучения (слушание — понимание —
воспроизведение) формирует безынициативность.
Только решение учащимися познавательных
творческих задач будет способствовать
развитию у них способности к творческому
процессу постижения знаний, что вместе
с тем будет формировать навыки самостоятельного
мышления.
Благодаря использованию форм проблемного
обучения школа сможет реализовать задачу,
диктуемую реалиями времени: научить учиться,
то есть подготовить учащихся к жизни
с постоянно изменяющимися социальными
и природными условиями, к которым человеку
нужно постоянно приспосабливаться.
Использование форм проблемного обучения
в процессе общеобразовательной подготовки
будет стимулировать внедрение четырех
основных образовательных принципа будущего,
сформулированных ЮНЕСКО:
Экологическое образование
на уровне профессиональной школы направлено
на подготовку специалистов к практическому
решению вопросов, связанных с
необходимостью поддержания приемлемого
для жизни качества природной
среды. В программах такой подготовки
наряду с методиками, развивающими
у будущих специалистов творческое
и масштабное мышление, должна предусматриваться
необходимость изучения экологически
обоснованных принципов ведения
хозяйства, экологически рациональных
методов разработки технологий, выработки
методов экологического контроля и
т.д.
Важной сферой профессиональной подготовки
является учебно-производственная практика,
проходя которую студенты должны знакомиться
с различными формами влияния хозяйственной
деятельности на природные системы и здоровье
человека, что будет способствовать формированию
необходимых знаний и представлений по
рационализации природопользования, формирования
необходимых профессиональных навыков.
Такая подготовка специалистов будет
способствовать тому, что выпускаемые
специалисты смогут квалифицированно
решать экологические задачи в сфере своей
профессиональной производственной деятельности,
прогнозируя последствия ее воздействия
на природную среду и предотвращать их.
Поскольку выпускники профессиональной
школы должны знать, что уровень и качество
жизни общества напрямую зависят от состояния
природной среды, то экологическая подготовка
в объеме образовательного минимума должна
быть обязательной для всех специальностей.
Для производственно-отраслевых, научно-технических
и экономических специальностей общеобразовательная
подготовка должна быть дополнена с учетом
экономических, технологических, биосферных
и природоохранных аспектов их будущих
профессий. Специалисты-экологи должны
получать еще более глубокую экологическую
и природоохранную подготовку с учетом
их будущей целевой деятельности.
К сожалению, система профессионального
образования далека от совершенства, на
что указывают многие отечественные и
зарубежные специалисты. В связи с этим
уместно привести мнение В. Виндельбанда,
основные положения которого совпадают
с позициями других авторов. В. Виндельбанд
считает:
При растущих требованиях, предъявляемых
борьбой за существование профессиональному
образованию и техническому обучению,
у нас еще полностью отсутствует принципиальное
решение фундаментального для каждой
педагогики вопроса, какая мера общего
образования может быть соединена с профессиональным
обучением, чтобы обрести равную духовную
основу для всех сословий и индивидов.
От реализации этого идеала человечество
дальше, чем когда-либо в своей истории,
и в этом корень всех зол современного
общества. Эта проблема ведет к тому, что,
с одной стороны, вследствие вполне обоснованного
опасения дилетантизма бросаются к техническому
овладению определенной профессией. Между
тем из длительного опыта известно, что
плодотворной может быть только та деятельность,
которая позволяет видеть отдельную профессию
в ее связи с целым .
Рассмотрение проблем экологической подготовки
в институциональной сфере позволяет
сделать следующие выводы:
Существенную роль в формировании
и развитии экологического мышления
может сыграть и сфера
Неформальные разновидности природоохранной
деятельности имеют в нашей стране давние
традиции. Так, к примеру, возникшие в конце
50-х годов ушедшего столетия первые студенческие
объединения ставили перед собой природоохранные
задачи. Появившаяся в 1960 году в Москве
первая студенческая дружина по охране
природы, основанная на сознательно добровольном
и бескорыстном участии ее членов в деле
охраны окружающей среды, стремилась к
обеспечению на основе самоуправления
высокого уровня дисциплинированности
и быстроты реакции на злободневные проблемы
и к решению природоохранных задач.
Все уровни экологического образования
должны быть выстроены таким образом,
чтобы обеспечивалась последовательность
формирования экологического сознания
от первоначальной заинтересованности
до необходимого активно-мотивированного
поведения.
Организация экологического просвещения
как непрерывного движения к реализации
экологических знаний на практике является
залогом успешного решения проблемы формирования
и развития человеческих качеств у всех
членов российского сообщества, ибо сами
по себе нравственные качества не образуются,
они «выращиваются», формируются, развиваются
в процессе окультуривания и инкультурации
человека.
Итак, главной целью современного образовательного
процесса должна стать деятельность по
формированию экологического мышления
и распространению экологической культуры.
Основой этой деятельности является распространение
чувства ответственности за сохранение
жизнепригодности природной среды и благополучия
биосферы, что влечет за собой необходимость
привлечения обучаемых к конкретным видам
деятельности, связанным с природоохранной
работой.
В связи с этим перед системой образования
стоят следующие задачи:
Вполне очевидно, что сформулированные
выше положения и выводы — это только
постановка проблемы экологизации образования,
а не ее окончательное решение. Для реализации
этого решения потребуются время, средства,
новые педагогические технологии и методики,
а также использование других путей и
средств для формирования развитого экологического
сознания у большей части российского
сообщества.
Образование должно стать динамичной
системой, способной эффективно влиять
на общественное сознание, формировать
идеалы и ценности личности, не только
отражая современное состояние общества,
но и ориентируясь на его долговременные
потребности и перспективы.
Информация о работе Формирование экологической компетентности педагогов