Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:04, аттестационная работа
Работа отражает способы формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.
Формирование
коммуникативной
компетентности дошкольников.
Цель: формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.
Задачи:
Основным видом работы является: игра, игровая деятельность с элементами изодеятельности.
Упражнения провожу с детьми с особенностями поведения (агрессивные, гиперактивные, тревожные)
Возраст – 6-7 лет
Продолжительность – 25-30 минут
Количество человек - 8-10
Этапы работы:
1
этап. Социометрия
Цель:
применяется для оценки межличностных
эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных
симпатий между членами группы, и решения
следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности
в группе;
б) выявление соотносительного авторитета
членов групп по признакам симпатии-антипатии
(лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных
образований во главе с неформальными
лидерами.
Перед детьми раскладываются картинки с разными видами домов (хижина и дворец).
Педагог задает ребенку ряд вопросов:
Результаты фиксируются на листе бумаги, и выполняется обработка.
Педагог соотносит все ответы ребят и отмечает взаимные выборы. Далее вычисляется социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C = | M |
n - 1 |
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
|
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = | Общее число сделанных выборов |
Общее количество испытуемых |
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
KB = | Количество взаимных выборов |
Общее число выборов |
Социометрическая
проба «День рождения».
Цель: выявление эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный торт со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай отметим твой стул – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, девочки – снежинку.) Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора). Ребёнок может называть имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого – то сажать или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт нам возможность предположить его потребность в общении). Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого – то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Инструкция обработки: 1.Потребность в общении: а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачёркиваются) «стулья»; в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2.Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений: а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; б) преобладание какой – то группы (семья, детский сад, двор и т. д.) – значимая среда в общении; в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Графическая методика “Кактус”
Методика
предназначена для работы с детьми
старше 3 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной
сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому
выдается лист бумаги форматом А4 и простой
карандаш. Возможен вариант с использованием
цветных карандашей восьми «люшеровских»
цветов, тогда при интерпретации учитываются
соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй
кактус - таким, каким ты его себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения
не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются
во внимание данные, соответствующие всем
графическим методам, а именно:
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот
кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно
потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают,
поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением
по соседству? Если растет с соседом, то,
какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится
(иголки, объем, отростки)?
2
этап. Комплекс игровых
упражнений № 1
Цель: Познакомить
детей с правилами общения (невербального),
установить доверительные отношения друг
с другом.
1. «Вежливые молчалки»
В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. А затем ребятам предлагается поздороваться без слов, используя мимику, жесты, части тела, движения (покивать головой, взяться под руки, поздороваться лбами, попками, ладошками, приобнять за плечи и т.д.).
2. А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить 'волшебные' слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).
3.«Справа, справа от меня есть одно местечко»
Дети встают в круг, оставляя рядом с ребенком справа свободное место. Этот ребенок поет:
«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб... (игрок называет имя одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д.
4. «Этюд на различные позиции в общении»
Дети
разбиваются на пары. Общение в
парах проходит в диалоговом режиме. Для
общения предлагаются интересные и актуальные
для детей темы: «Мое любимое животное»,
«Мой самый радостный день в прошлом месяце»
и пр. Сначала ситуация общения организуется,
когда оба ребенка сидят лицом друг к другу,
затем один ребенок сидит на стуле, а другой
стоит около своего стула (дети меняются
местами), затем партнеры, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
В заключение, у детей спрашивают о впечатлении,
настроении, возникшем в процессе общения:
как больше понравилось общаться, почему?
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков дошкольников