Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:19, доклад
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия.
Опыт работы по теме:
«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»
В дошкольном детстве закладывается
позитивное отношение к себе и
окружающим людям. И именно в этот
период важно привить детям культуру
здоровья, которая является частью
общечеловеческой культуры, позволяющей
личности осуществлять любой вид
деятельности. Выдвигаемая в нормативно-
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
· воспитание культурно-гигиенических навыков;
· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, необходимо поставить перед собой цель: воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Определила следующие задачи:
Повышение своего профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий.· Создание условия для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
· Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
· Координация деятельности детского сада и семьи в решении проблемы воспитания здоровой личности.
· Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.
Свою работу осуществляю по следующим направлениям:
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (воспитатели, родители, врач поликлиники, медсестра ДОУ)
Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов. После медицинского обследования состояния здоровья и физического развития детей, определяю меры по улучшению данной работы.
Воспитательная и
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляю в соответствии с ФГТ.
В соответствии с ФГТ для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в рабочей учебной программе с областями
«Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья),
«Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека),
«Чтение художественной
Рациональная организация
Это – физкультурная
Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов составляется и утверждается план закаливающих мероприятий.
В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии.
К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта), воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.
К нетрадиционным методикам оздоровления относятся:
1. Профилактика плоскостопия: использую ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия.
2.Профилактика сколиоза: использую комплексы упражнений для профилактики сколиоза, упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота.
3.Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.
4.Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа.
Массаж рук (стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга), массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног (эффективный метод закаливания). Точечный массаж я использую для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.
5.Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных упражнений.
Обеспечение психологического благополучия. Для обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях использую минуты релаксации, музыку. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце НОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
• В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
• В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, повышение психоэмоциональной устойчивости.
Образовательную деятельность с дошкольниками строю по шести блокам:
В процессе образовательной деятельности по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
На информационном стенде
освещаю вопросы оздоровления: предлагаю
комплексы упражнений для профилактики
нарушений опорно-
Оценку эффективности
1. Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
2. Улучшение физического развития;
3.Повышение устойчивости к утомляемости;
4.Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
5.Улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в моей группе в течение ряда лет: за три года показатель заболеваемости снизился с 18, 4% до 5, 6%; индекс здоровья вырос с 4, 7% до 8, 4%; повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей.
Это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всех групп в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Правильное питание
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует
и физиологические защитные механизмы:
иммунитет, функцию эндокринных
желез, Говоря о положительных эмоциях,
следует также помнить, что в
педагогике поощрение считается
более эффективным рычагом
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
бережное отношение к окружающей среде, к природе
медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег в весеннее- летний период (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
вырабатывать навыки правильной осанки;
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
развивать художественный интерес
В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:
- у детей сформировался
двигательный опыт, дети освоили
подражательные движения, появился
интерес к двигательной
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.
- итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.
- дети не имеют отклонений
от нормального,
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Информация о работе Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников