Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:19, доклад

Описание

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия.

Работа состоит из  1 файл

Опыт работы по теме.docx

— 20.81 Кб (Скачать документ)

Опыт работы по теме:

«Формирование культуры здорового  образа жизни у дошкольников»

 

В дошкольном детстве закладывается  позитивное отношение к себе и  окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей  личности осуществлять любой вид  деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория  «качество образования» непосредственно  связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГТ к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная  область «Здоровье». Содержание образовательной  области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и  формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· воспитание культурно-гигиенических  навыков;

· формирование начальных  представлений о здоровом образе жизни.

 

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, необходимо поставить перед собой цель: воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Определила следующие задачи:

Повышение своего профессионального  уровня через изучение передового педагогического  опыта по оздоровлению детей и  внедрению эффективных методик  и технологий.· Создание условия для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.

· Формирование мировоззренческих  позиций у детей, осознанного  и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.

· Координация деятельности детского сада и семьи в решении  проблемы воспитания здоровой личности.

· Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов  оздоровления детей.

Свою работу осуществляю по следующим  направлениям:

Комплексная диагностика  и исследование состояния здоровья детей специалистами (воспитатели, родители, врач поликлиники, медсестра  ДОУ)

Обеспечить воспитание здорового  ребенка можно при условии  взаимодействия медицинских работников и педагогов. После медицинского обследования состояния здоровья и  физического развития детей, определяю  меры по улучшению данной работы.

 

 

Воспитательная и оздоровительная  направленность образовательного процесса

Формирование начальных  представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляю  в соответствии с ФГТ.

В соответствии с ФГТ для более  эффективного решения образовательных  задач область «Здоровье» интегрируется в рабочей учебной программе с областями

 «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья),

«Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека),

 «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Рациональная организация двигательной активности детей

Это – физкультурная образовательная  деятельность, утренняя гимнастика, подвижные  игры, спортивные упражнения, физкультминутки  во время НОД, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, спортивные праздники. Для физического  развития детей на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы игровые  площадки, есть места для проведения подвижных игр.

Особое внимание в системе  сохранения и укрепления здоровья детей  уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и  снижению заболеваемости. В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов  составляется и утверждается план закаливающих мероприятий.

В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии.

К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта), воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.

 

К нетрадиционным методикам оздоровления относятся:

1. Профилактика плоскостопия: использую ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия.

2.Профилактика сколиоза: использую комплексы упражнений для профилактики сколиоза, упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота.

 

3.Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.

4.Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа.

Массаж рук (стимулирует  прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного  мозга), массаж ушных раковин (основан  на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения  работы органов дыхания и для  защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног (эффективный метод  закаливания). Точечный массаж я использую  для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек  повышает защитные свойства слизистых  оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.

5.Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных упражнений.

Обеспечение психологического благополучия. Для обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях использую минуты релаксации, музыку. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце НОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

 

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего  времени пребывания ребенка в  ДОУ:

• В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

• В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Образовательную деятельность с дошкольниками  строю по шести блокам:

В процессе образовательной  деятельности по этому блоку дети получают элементарное представление  о строении и функциях некоторых  органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается  влияние на работу этих органов различных  форм поведения.

В работе по данному блоку  широко использую психологические  приемы; параллельно профилактике вредных  привычек идет закрепление полезных привычек.

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий  спортом.

 

 

 

 

На информационном стенде освещаю вопросы оздоровления: предлагаю  комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного  аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения, для развития мелкой моторики – пальчиковые игры.

Оценку эффективности комплексных  воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляю на основе общепринятых критериев:

1. Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

2. Улучшение физического развития;

3.Повышение устойчивости к утомляемости;

4.Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

5.Улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

 

Сравнительный анализ состояния  здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в моей группе в течение ряда лет: за три года показатель заболеваемости снизился с 18, 4% до 5, 6%; индекс здоровья вырос с 4, 7% до 8, 4%; повысился уровень  роста знаний, умений, навыков детей.

 

Это свидетельствует об улучшении  здоровья, как каждого ребенка, так и всех групп в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

 

Особое внимание следует  уделять следующим компонентам  ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста  и развития организма, а также  сохранение здоровья. Правильная организация  питания имеет большое значение для развития детского организма, в  предупреждении и лечении многих заболеваний.

 

Следующий фактор здорового  образа жизни - закаливание. Практически  всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И  действительно, использование этих естественных сил природы, использование  разумное, рациональное, приводит к  тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным  факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное  средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания  возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных  особенностей.

 

Психическая закалка стимулирует  и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных  желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в  педагогике поощрение считается  более эффективным рычагом воздействия  на ребенка, чем наказание. Поощряя  ребенка, мы сохраняем и укрепляем  его здоровье

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать  и говорить, умения отличать ложь от правды

бережное отношение к  окружающей среде, к природе

медицинское воспитание, своевременное  посещение врача, выполнение различных  рекомендаций

формирование понятия "не вреди себе сам"

 

Физкультурно-оздоровительная  деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические  занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег в весеннее- летний период (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно  во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая  гимнастика (на соответствующих занятиях)

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

 

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления  о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках  здоровья;

воспитывать навыки здорового  поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого  загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми  навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о  физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

 

 

В результате проделанной  работы по программам мною были получены следующие результаты:

 

- у детей сформировался  двигательный опыт, дети освоили  подражательные движения, появился  интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное  творчество и импровизацию в  играх, что позволяет говорить  о развитии фантазии.

 

- снизилась заболеваемость  детей ОРВИ, гриппа, и верхних  дыхательных путей, повысилась  посещаемость детей в группе.

 

- итоговое обследование  детей педиатрами показало, что  при выпуске детей из детского  сада в школу, группы здоровья  изменились.

 

- дети не имеют отклонений  от нормального, соответствующего  возрасту, уровню физического развития.

 

Предложенные пути физического  оздоровления детей дошкольного  возраста являются эффективными и позволяют  существенным образом повысить уровень  физического здоровья и психологической  готовности к школе.

Информация о работе Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников