«Здоровый образ жизни в семье
–
Залог здоровья ребёнка».
Углублённая тема:
«Формирование сознательного
отношения детей
к собственному здоровью
через детский сад и семью»
Цели:
- Привлекать внимание родителей к воспитательно – образовательному процессу (проблемам физического образования и оздоровления детей), пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ.
- Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
- Формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.
- Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
Задачи:
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление здоровья детей, физического развития и эмоционального благополучия;
- Формирование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами физического движения, закаливанием
- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные:
- Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями.
- Освоение знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательные:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработки привычки соблюдения режима, потребность в физических упражнениях и играх.
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
«Здоровье – это состояние
полного физического, духовного
и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов»
(Формулировка Всемирной Организации
Здравоохранения)
Выполнения поставленных задач и перспективного
плана используются следующие принципы:
- Сознательности и активности;
- Наглядности;
- Доступности;
- Учёта индивидуальных особенностей детей;
- Систематичности;
- Постепенности повышения требований.
Воспитание потребности
в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
- Организация рационального режима дня;
- Полноценное питание;
- Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;
- Обеспечение безопасности детей;
- Привитие культурно – гигиенических навыков;
- Создание атмосферы психологического комфорта;
- Формирование представлений, что полезно, что вредно для организма;
- Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
- Формировании потребности семьи (ребёнка) в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья
Работа с детьми
Определение содержания
работы с детьми по тематическим блокам.
1 блок «Азбука здоровья».
Раздел «Мой режим дня»
Раздел «Школа моего питания»
Раздел «Солнце, воздух и воду –
мой лучшие друзья»
Раздел «Я узнаю себя»
Раздел «Что я чувствую»
Раздел «Мои трудности»
2 блок «Азбука движений».
.
1. Раздел «Мой режим
дня»
Создание условий организации оздоровительных режимов
для детей.
- Общий режим дня (повторяющиеся режимные моменты).
- Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
- и бодрствование.
- Утренняя гимнастика (с аудиозаписью).
- Водные процедуры.
- Еда: блюда и продукты, витамины.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Прогулка.
2. Раздел «Школа моего
питания»
Раскрывает вопросы правильного
питания детей. Большое внимание
уделяется созданию условий для
полноценного питания как одного
из факторов, способствующего улучшению
аппетита детей, воспитанию у них соответствующих
культурно-гигиенических навыков. Особо
подчеркивается необходимость тесного
взаимодействия педагогов дошкольного
учреждения и родителей, отрабатывается
единство подходов в решении вопросов
питания детей.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- блюда и продукты;
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели.
3. Раздел «Солнце, воздух
и вода – мои лучшие друзья»
Раскрывает задачи, направленные на
обеспечение тренировки защитных сил
организма и повышение его
устойчивости к воздействию постоянно
меняющихся факторов среды, предлагаются
разные варианты использования основных
природных факторов окружающей среды
(солнца, воздуха и воды).
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и её длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон без маек;
- гимнастика после сна;
- мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи;
- гигиена тела («Чистые руки», «Красивая прическа», «Знай свое тело»);
- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;
- гигиена полости рта (чистые зубы);
- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);
Методы оздоровления:
- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).
- контрастное обливание ног;
- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
- хождение босиком (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Формы организации оздоровительной работы:
- Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в маячках, ходьба босиком;
- Физкультурные занятия на спортивной площадке.
- Туризм (походы);
- Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;
- Гимнастика после сна;
- Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
4. Раздел «Я
узнаю себя»
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется
с помощью отдельных мероприятий. Каждая
минута пребывания ребёнка в детском саду
должна способствовать решению этой задачи,
которая осуществляется по следующим
направлениям:
- Привитие культурно – гигиенических навыков.
- «чистые руки, лицо, зубы»
- «носовой платок»
- «красивая прическа»
- «чистая и удобная
одежда»
- «игрушки в порядке»
- Обучение уходу за своим телом.
- Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- ОБЖ, выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
- Раздел «Что я чувствую»
Физиолог Н.М. Щелованов
писал "Эмоции не только составляют
наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое
значение в жизнедеятельности организма".
Необходимые условия:
- Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения и др.
- Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.
- Большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
Психологические проблемы:
- Агрессивность
- Неуверенность в себе, трусость
- Грубость
- Плаксивость
- Жадность
- Негативизм
6. Раздел «Мои трудности».
Цель: устранение речевого дефекта у детей,
а также предупреждение возможных трудностей
в процессе школьного обучения (подготовка
к обучению грамоте, совершенствование
познавательных процессов и обеспечение
личностной готовности к обучению в школе).
.
Блок 2. «Азбука движений»
Физическое воспитание
оказывает существенное влияние
на совершенствование защитных сил организма
ребёнка, ход его физического развития,
содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации
физического воспитания в детском саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);
- медицинский контроль за физическим воспитанием;
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Разнообразные виды организации режима двигательной
активности ребенка:
Регламентированная деятельность:
- Утренняя гимнастика
- Физкультминутки
- Динамические переменки
- Физкультурные занятия
- Физические упражнения после сна
Частично регламентированная
деятельность:
- Спортивные праздники
- Спортивные игры
- Подвижные игры на воздухе и в помещении
- Оздоровительный бег на воздухе
- Спортивные досуги
- Дни здоровья
Перспективное
планирование работы по теме
самообразования с детьми
Содержание работы |
Месяц |
Литература |
- Исследование «Выявление уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье».
|
Сентябрь |
|
- «Что такое здоровье?»
Вопросы: Что значит быть
здоровым?
Как сохранить здоровье?
«Спорт и здоровье»
«Спорт»
- Просмотр музыкального клипа «Зарядка»
- Физкультурно – познавательное занятие:
«Хочу
быть здоровым»
Музыкально
– театрализованное представление:
«Секреты здоровья»
|
Октябрь |
Личная компьютерная копилка
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№1 2010 г. Стр. 20
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ» №3 2008 г.
Стр. 41 |
калейдоскоп»
Праздник «Путешествие
в страну полезных продуктов»
«Почему
нужно есть
много овощей и фруктов»
|
Ноябрь |
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ» № 6 2009г.
Стр. 27
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ» № 6 2007г.
Стр. 20
Личная компьютерная
копилка
|
«Чистота
– залог здорового, воспитанного
человека»
- Физкультурно – познавательное занятие:
«Режим
дня»
«На
зарядку становись»
«Как
быть аккуратным»
«На
полке»
«Банные сражения»
|
Декабрь |
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ» № 2 2008г.
Стр. 48
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№1 2010 г. Стр. 23
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ» № 2 2008г.
Стр. 48
Личная компьютерная
копилка
Методическая копилка |
- Беседа: «Сестрички – привычки» (вредные привычки)
- Физкультурное занятие: «Вручить Неумейке»
«Один дома»
« Праздник русского валенка»
|
Январь |
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№ 1 2010 г. Стр. 30
Личная компьютерная
копилка
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ»
№ 4 2008г.
Стр. 70
|
- Занятие: «Правильная осанка»
«Жизнь –
это движение»
Физкультурный праздник
«День Защитника
Отечества»
«Добры
молодцы»
|
Февраль |
Ж – л «Ребенок в
детском саду
№ 2 2005 стр. 52
«Уроки Мойдодыра»
Ж – л «Ребенок в
детском саду
№ 2 2005 стр. 55
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№ 1 2010 г. Стр. 73
|
«Глаза
– главные помощники человека»
«Знай
своё тело»
- Совместное занятие детей и их родителей:
«Полезная
и вредная еда»
«Как
Миша животик кормил»
«Весёлые старты»
|
Март |
Ж – л «Воспитатель в ДОУ»
№ 3 2009г.
Стр. 33
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ»
№ 3 2009г.
Стр. 66
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ»
№ 1 2009г.
Стр. 77
|
«Для
чего нужны зубы»
«Надо
ли беречь зубы»
«Познай
себя»
«Правила Здоровья»
(Безопасность
дома)
Спортивно –
познавательный праздник
с участием родителей:
«Семью
семь»
Или
«Мама,
папа, я – спортивная семья»
|
Апрель |
«Уроки Мойдодыра»
Личная компьютерная
копилка
Ж – л «Ребенок в
детском саду
№ 2 2005 стр. 56
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№ 1 2010 г. Стр. 96
Ж – л «Воспитатель
в ДОУ»
№ 5 2008г.
Стр. 80
|
«Для
чего нужны руки и ноги»
«Правила
дорожного движения» (Уроки безопасности на улице)
«Правила
дорожного движения»
«Я здоровье
берегу, сам себе я помогу» |
Май |
«Уроки Мойдодыра»
«Безопасность»
автор: Авдеева
Методическая копилка |
- Физкультурный досуг к дню защиты детей
«Дружим
со спортом»
«Правила
Здоровья»
(безопасность
на воде и в природе)
|
Июнь |
Ж – л «Инструктор
по физкультуре»
№ 2 2010 г. Стр. 48
|