Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:11, курсовая работа
Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.
Задачи исследования:
ü изучить теоретические подходы формирования мотивации учения;
ü изучить мотивацию учебной деятельности;
Введение
Глава 1. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
1.1 Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
1.2 Методы изучения мотивации учащихся
1.3 Пути формирования мотивации
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков
2.1 Методика и ход проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа по формированию мотивации учения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Новый тип отношения к другому человеку выступает как социальная активность. Социальной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребенка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов (мотивы общественного долга, стремление занять позицию в отношениях с другими людьми, стремление осознать способы сотрудничества и др.); цели, обслуживающие эти социальные мотивы; эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.
Новый тип отношения к себе выступает как умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т. д. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы.
На основе всех этих изменений, вместе взятых, ученик формируется как субъект обучения и воспитания в широком плане.
4. Показателями наличия
новообразований в
1.2 Методы изучения мотивации учащихся
Объективность изучения и
формирования мотивации учащихся достигается
тем, что при этом учителю надо
исходить не из оценок и субъективных
мнений, а из фактов. Факты же надо
уметь получать с помощью специальных
психологических методов и
I. Методами, наиболее надёжными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:
а) Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся.
б) Индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач. Общий ход такого занятия состоит в предъявлении задания повышенной сложности, затем обучении ученика с помощью подсказок и предъявлении аналогичного задания для того, чтобы выявить обучающий эффект занятия.
в) Одним из вариантов формирующего
индивидуального эксперимента является постановкашкольников
г) Индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми "диалогическими техниками”.
д) Каждый из названных выше методов изучения (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).
е) Полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся.
II. После того как с помощью различных методов будут получены определенные факты, учителю важно уметь их правильно трактовать, интерпретировать. Для этого при оценке отдельных проявлений мотивации надо иметь некоторые точки отсчета, эталоны. Они содержатся в теориях мотивации, возрастных особенностей учения. Так же необходимо рассмотреть, как устроены мотивация, сам процесс учения. Эти особенности учения и мотивации (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) образуют как бы "сетку" параметров, на которые можно накладывать реальные факты, наблюдаемые у учащихся, и оценивать их. Иными словами, оценивая мотивацию конкретного ученика, учителю недостаточно сказать о том, что "интерес к учению слабый", "учиться не хочет", а надо назвать, что именно в мотивации отсутствует, какие именно её уровни не развиты и т.д.
III. При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное-процесс становления мотивации, зону её ближайшего развития. Поэтому учителю важно выявлять не только успешность выполнения задания, но и затруднения ребенка в нём; не только фиксировать результат решения, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому.
IV. Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно проводить как на заданиях с неучебным содержанием (шахматные задачи, головоломки), так и на заданиях с учебным содержанием (математическим, языковым и т. д.). Первые задания хороши тем, что, будучи незнакомыми для детей, они уравнивают всех учащихся, сводят к минимуму роль прошлого опыта. Вторые важны тем, что они позволяют изучать школьников в естественных условиях учебного процесса.
V. Мотивацию учения можно не только изучать, но и "измерять". Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять характер выполнения заданий школьниками на разных этапах обучения.
VI. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика с учётом перечисленных выше требований.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:
1. Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
2. При изучении психологических
особенностей конкретного
3. Учителю необходимо
подходить к психологическому
изучению и формированию
4. Желательно стремиться
за внешне одинаковыми
5. Очень важно изучать
и формировать мотивацию не
только у неуспевающих и
6. Заключение, суждение об
ученике, его характеристика
7. В ходе изучения мотивации
учения школьников учителю
8. Формировать мотивацию
- значит не заложить готовые
мотивы и цели в голову
1.3 Пути формирования мотивации
Необходимо наметить самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.
Единство же этих путей
воспитания должно дать правильное сочетание
и «знаемых» и реально
Путь воспитания мотивации
через учебную деятельность является
очень эффективным и
Опираясь на эти оптимистические
выводы психологических исследований,
учителю вместе с тем надо соотносить
их с реальностью и учитывать,
что воспитание мотивации — это
длительный процесс, связанный со становлением
личности школьников в целом. Проходит
порой много месяцев
В учении школьник осуществляет
и предметные преобразования, и взаимодействия
с другим человеком, изменяет свою деятельность
и самого себя. Соответственно здесь
складываются новые виды познавательной
и социальной активности, действенное
отношение к своей
ГЛАВА 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся
2.1 Методика и ход проведения исследования
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах.
класс 9"А" - 22 человека;
класс 9"Б" - 24 человека.
Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы.
Информация о работе Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста