Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:18, курсовая работа
Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….
7
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….
7
1.2 Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
16
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………………
22
2.1 Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...
22
2.2 Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр… 26
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дошкольной педагогике на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНОЙ
ИГРЫ»
Автор
курсовой работы:
Е. А. Гадеева, студентка 3 курса группы
ПЗД-208 заочной формы обучения
Специальность:
«050707.65-Педагогика и методика дошкольного
образования»
Руководитель:
С. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент
Саранск
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………. | 7 |
1.1 Проблема
нравственного воспитания в |
7 |
1.2 Формирование
нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста
в подвижных играх………………………………… |
16 |
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ |
22 |
2.1 Анализ
уровня сформированности |
22 |
2.2 Формирование
нравственных качеств |
26 |
2.3 Анализ
опытно-экспериментальной |
30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
нравственного воспитания детей
дошкольного возраста актуализируется
сложившейся ситуацией в
Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Говорят, что «не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе» [26; 5].
Следовательно, главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Овладение знаниями и умениями способствует формированию нравственных качеств личности: ответственности, сосредоточенности, дисциплинированности и др. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным правилам.
Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных качеств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.
В
процессе развития личность проходит
периоды особой открытости определенным
общественным воздействиям и внутренней
готовности к их принятию. Периодом
такой открытости различным социально-
Несмотря
на множественность подходов к исследованию
проблемы нравственного воспитания
детей, остаются недостаточно выясненными
механизмы становления и
Вычленение проблемы нравственного воспитания современных дошкольников посредством подвижной игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ.
Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Гипотеза – формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет протекать наиболее эффективно, если:
-
соответствующим образом
-
содержание и организация
-
в играх будут учтены
- поведение детей получает ту или иную оценку окружающих, взрослых и сверстников;
-
воспитатель сотрудничает с
Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методы работы выбирались с учетом объекта и предмета исследования, цели, гипотезы. Это методы теоретического познания: анализ литературы по общей и дошкольной педагогике: анализ программно-методических документов, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей. Также в исследовании использовались методы изучения педагогического опыта, наблюдения, бесед с детьми, воспитателями, родителями. Важнейшими составляющими работы стали эксперименты констатирующего, формирующего и контрольного характера.
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г. Саранска.
Структура
курсовой работы:
курсовая работа
состоит из введения, 2 глав (теоретической
и опытно-экспериментальной), заключения,
списка использованных источников.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1
Проблема нравственного
воспитания в психолого-
Нравственное формирование личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради лично очень привлекательной цели [26;8].
Глубочайшее
своеобразие процесса нравственного
воспитания состоит в том, что
он органически вплетен в
На
всех этапах развития педагогической
науки под разным углом зрения
и с разной глубиной обсуждались
цели, содержание, методы нравственного
воспитания. По-разному интерпретировался
и сам термин «нравственное воспитание»,
иногда подменяемый понятиями «
Термин
«духовное воспитание» (иногда его
употребляют как синоним
Термин «социальное воспитание» не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как он шире. Социально все, что касается человека, призванного жить в социуме, т.е. в обществе себе подобных.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей [30;163].