Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:18, творческая работа
Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле:
1. Вот какие мы
Ход игры.
Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»
1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной
ориентации
1.1. Коррекционная работа
по развитию ориентации в
1. Вот какие мы Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям. Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»
2. Наводим порядок Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др. Одеваем куклу Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды
для нее. Дети слушают инструкции и выполняют
соответствующие действия. Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.
3. Зарядка для кукол Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.
|
4. Ладошки и следы Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Найдите свою пару». Вариант 3 Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней». Вариант 4 Ход игры. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая. Инструкция: «Доберись до мишки по следам». Вариант 5 Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)». |
5. Обезьянки Вариант 1. Копирование движений руки. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 2. Копирование движений ноги. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 3. Копирование движений обеих рук. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.; б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 4. Копирование движений рук и ног. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». |
6. Кто где находится Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д. Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».
7. Далеко-близко Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».) |
1.2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве
1. Расскажите, что видите Вариант 1 Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие — позади». Вариант 2 Ход игры. Логопед и дети стоят у окна. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Расскажите, что вы видите впереди, что - позади».
2. Подберите дорожку Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)
3. Впереди-позади Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади. Инструкции: 1) «<Ваня>, встань позади <Светы>»;
2) «Расскажи, кто впереди (
3) «Расскажи, кто впереди ( |
4. Живые вагончики Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции. Инструкции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»; 2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.
5. Веселые игрушки Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: 1) «Назови игрушку»; 2) «Скажи, где она находится - впереди или позади»; 3) «Закрой глаза, вспомни и назови все игрушки».
6. Угадай игрушку Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.
. |
7. Собери сказку Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.
8. Строим город Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху»; «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.
9. Построим мостик Ход игры. Перед детьми - разноцветные кубики и детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»: а) чередование зеленого и красного кубиков; б) двух зеленых, одного желтого; в) двух зеленых, двух желтых; г) одного кубика и одного кирпичика. И др |
1.3. Коррекционная работа
по развитию ориентации в
1. Новый год Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка. Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы. Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко». Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»
2. Белка на елке Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос. Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»; 2) «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку». Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;
3. Солнечный зайчик Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д. |
4. Коврики Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».
5. Выбери дорожки Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга. Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».) |
6. Кот на лесенке Ход игры. На фланелеграфе - изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы. Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая». Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»; 2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»
7. Солнышко Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом. Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?» Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).
|
8. Игрушки для клоуна Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»; 2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».
9. Игрушки для зайчика Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
10. Продолжи ряд (дорожку) Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.) . Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка...». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...)»; 2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...)». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...». Вариант 3 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»; 2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»; 3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...». Примечание. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам. |
2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных
параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других
характеристик движений)
2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров
общих движений и действий
1. Делай как я Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений: 1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...; руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.; 2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений: 1) нога вперед, назад, вперед, назад ...; нога в сторону, на место, в сторону, на место...; нога назад, на место, назад, на место... И др; 2) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...; нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... И др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами». |
Движения животных Вариант 1 Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка -медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы. Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др. Вариант 2 Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».
Танец листьев Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев». | |
Веселые инструменты Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы. Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же». Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.
Передай привет Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы. Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.
Бабочки и цветы Вариант 1 Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно». Вариант 2 Ход игры. На фланелеграфе - ряд одинаковых картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно». Вариант 3 Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных в произвольном порядке. Детям дается задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия. Инструкция: «Следите за указкой, хлопайте правильно». Вариант 4 Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок. Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно». Вариант 5 Ход игры. Каждый ребенок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем: а) воспроизводит свою «песенку»; б) воспроизводит «песенку» другого ребенка. Примечание. Варианты символических изображений для игры: елочки с шишкой, камешки с лягушками (сильный удар или хлопок), елочки без шишек, камешки без лягушек (слабый удар или хлопок). |
Танцующие снежинки Ход игры .На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:
Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно». |
2.2. Совершенствование
статической и динамической
Упражнение 1 Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 2 Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
|
Упражнение 3 Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).
Упражнение 4 Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе). |
Упражнение 5 Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 6 Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 7 Выполнение прикосновений |
Упражнение 8 «Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.
Упражнение 9 Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе). |
Информация о работе Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации