Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, дипломная работа
В связи с тем, что сформированность речевого компонента коммуникативной компетентности необходимая составляющая успешности в процессе инклюзивного обучения, то у дошкольников необходимо формировать такие речевые умения. Временная или частичная интеграция может быть доступна УО дошкольникам, поэтому коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности является актуальной.
Цель - изучение речевого компонента коммуникативной компетентности и коррекция его недостатков у умственно отсталых старших дошкольников, как необходимая составляющая успешности адаптации в процессе инклюзивного обучения.
Тема: Формирование речевого компонента коммуникативной компетентности у умственно отсталых старших дошкольников
Введение
Актуальность исследования: у нормально развивающихся дошкольников изучением коммуникативной компетентности занимались А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, И.А.Зимняя, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская и мн. др. говорили о том, что нарушение речевой функции оказывает отрицательное воздействие на процесс развития коммуникативной компетентности. А это в свою очередь приводит к снижению уровня общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.
Изучением недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Г.Арушанова, О.Е. Грибова, О.В.Дзюба, Е.В. Казанцева, С.Ю. Серебреникова и мн. др. К ним относятся: недостаточная сформированность связной речи, коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности.
В связи с тем, что сформированность речевого компонента коммуникативной компетентности необходимая составляющая успешности в процессе инклюзивного обучения, то у дошкольников необходимо формировать такие речевые умения. Временная или частичная интеграция может быть доступна УО дошкольникам, поэтому коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности является актуальной.
Объект исследования - коммуникативная компетентность, как составляющая социальной компетентности, и важная предпосылка успешной адаптации в условиях инклюзивного обучения.
Предмет исследования - изучение и коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у умственно отсталых старших дошкольников, с позиции перспектив включения ребенка в доступные формы инклюзивного обучения.
Цель - изучение речевого компонента коммуникативной компетентности и коррекция его недостатков у умственно отсталых старших дошкольников, как необходимая составляющая успешности адаптации в процессе инклюзивного обучения.
Задачи:
1.
Проанализировать общую и
2.
Оценить состояние речевого
3.
Разработать комплекс
4.
Оценить эффективность
Гипотеза исследования –
Методологическую основу составляют:
Методы исследования:
- наблюдение за свободной речью УО детей в разных ситуациях (схема наблюдения)
Схема наблюдения:
Во время наблюдения обращаем внимание: как приветствуют друг друга и воспитателя, используют ли вежливые слова в различных ситуациях, как обращаются (называют) друг к другу, обращаются за помощью к другим или ко взрослому и как.
- экспериментально – психологическое обследование:
Методика 1. Методика изучения коммуникативных умений (Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина).
Цель: изучение коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Материал:
силуэтные изображения
Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.
Серия 1. Двум детям одного возраста психолог дает по одному изображению рукавички и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару (были одинаковыми). Поясняет детям, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а затем приступать к рисованию. Психолог выдает детям одинаковые наборы карандашей.
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию».
Серия
2. Аналогична первой, но детям дают
один набор карандашей, предупреждая,
что карандашами нужно
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами)».
Обработка и интерпретация данных: анализируются особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам: 1) какими лексическими средствами пользуются дети, договариваясь о оформлении узора и в процессе выполнения задания; 2) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.; 3) как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 4) как относятся к результату деятельности - своему и партнера; 5) осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается; 6) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
Анализируются умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Методика 2. Методика Смирновой «Картинки» для выявления коммуникативной компетентности дошкольников.
Дается исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребёнка.
Инструкция. "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе.
Если ребёнок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого мальчика (или девочки)?"
Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2.
Девочка сломала у другой
3.
Мальчик взял без спроса
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребёнок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребёнок должен решить определённую проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
- Метод качественной обработки результатов.
- Методы количественной обработки, в том числе и методы математической статистики (достоверность различий между результатами до и после коррекции)
База и организация исследования. Исследование планируется проводить в период с 2011 по 2013 год на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида: МДОУ «Д/с компенсирующего вида №7» и МДОУ «Д/с №5» г. Усолье-Сибирское. В нем примут участие 27 дошкольников с легкой УО. Целевую группу составят 18 детей (из них 5-6 лет – 9 детей, 6-7 лет – 9 детей), которые примут участие в формирующем эксперименте, направленном на коррекцию недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности. В контрольную группу будут включены дошкольники с умственной отсталостью (еще 9 детей) и с нормальным интеллектуальным развитием (18 детей), посещающие вышеуказанные ДОУ (по 18 детей). Обследование проводилось в старшей и подготовительной группах.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны учителям–дефектологам, логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного видов не только в организации работы по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности УО детей, но и для их подготовки к успешной адаптации в условиях инклюзивного обучения.
Структура работы традиционная, включает введение, теоретический обзор литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников
1.1.
Коммуникативная
1.2.
Характеристики речевого
1.3. Организация и содержание работы по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников
Глава 2. Изучение состояния речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников
2.1. Организация, методы и методики исследования состояния речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников
2.2.
Анализ результатов состояния
речевого компонента
Глава 3. Коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников
3.1.
Содержание и организация
3.2.
Анализ эффективности