Формирование речевого компонента коммуникативной компетентности у умственно отсталых старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, дипломная работа

Описание

В связи с тем, что сформированность речевого компонента коммуникативной компетентности необходимая составляющая успешности в процессе инклюзивного обучения, то у дошкольников необходимо формировать такие речевые умения. Временная или частичная интеграция может быть доступна УО дошкольникам, поэтому коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности является актуальной.
Цель - изучение речевого компонента коммуникативной компетентности и коррекция его недостатков у умственно отсталых старших дошкольников, как необходимая составляющая успешности адаптации в процессе инклюзивного обучения.

Работа состоит из  1 файл

введение диссертации (1).doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

    Тема: Формирование речевого компонента коммуникативной  компетентности у  умственно отсталых старших дошкольников

    Введение

    Актуальность  исследования: у нормально развивающихся дошкольников изучением коммуникативной компетентности занимались А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, И.А.Зимняя, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская и мн. др. говорили о том, что нарушение речевой функции оказывает отрицательное воздействие на процесс развития коммуникативной компетентности. А это в свою очередь приводит к снижению уровня общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.

    Изучением недостатков речевого компонента коммуникативной  компетентности у УО дошкольников занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Г.Арушанова, О.Е. Грибова, О.В.Дзюба, Е.В. Казанцева, С.Ю. Серебреникова и мн. др. К ним относятся: недостаточная сформированность связной речи, коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности.

    В связи с тем, что сформированность речевого компонента коммуникативной  компетентности необходимая составляющая успешности в процессе инклюзивного обучения, то у дошкольников необходимо формировать такие речевые умения. Временная или частичная интеграция может быть доступна УО дошкольникам, поэтому коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности является актуальной.

    Объект  исследования -  коммуникативная компетентность, как составляющая социальной компетентности, и важная предпосылка успешной адаптации в условиях инклюзивного обучения.

    Предмет исследования - изучение и коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у умственно отсталых старших дошкольников, с позиции перспектив включения ребенка в доступные формы инклюзивного обучения.

    Цель - изучение речевого компонента коммуникативной компетентности и коррекция его недостатков у умственно отсталых старших дошкольников, как необходимая составляющая успешности адаптации в процессе инклюзивного обучения.

    Задачи:

    1. Проанализировать общую и специальную  литературу по проблеме формирования  коммуникативной компетентности  у умственно отсталых дошкольников для определения методов и методик исследования.

    2. Оценить состояние речевого компонента  коммуникативной компетентности  у умственно отсталых старших дошкольников, как необходимой составляющей успешности адаптации в условиях  инклюзивного обучения.

    3. Разработать комплекс мероприятий  по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности УО старших дошкольников.

    4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы с позиции перспектив включения ребенка в доступные формы инклюзивного обучения.

    Гипотеза исследования –

    Методологическую основу составляют:

    1. положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка (Е.Н. Винарская А. В. Запорожец, С.Р. Рубинштейн, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Г. Рузская и др.);
    2. учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости, об общих и специфических закономерностях аномального развития (аномальный ребенок развивается по тем же законам и принципам, что и нормально развивающийся), о закономерностях развития ребенка в обучении, опоре на сохранные стороны при обучении аномального ребенка;
    3. современная концепция обучения и воспитания данной категории детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Л.Б.Бгажанокова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, А.А.Катаева, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.А. Стребелева, Л. М. Шипицина  и мн. др.).

    Методы  исследования:

    - наблюдение за свободной речью УО детей в разных ситуациях (схема наблюдения)

    Схема наблюдения:

  1. На занятиях учителя-дефектолога и при утреннем приеме детей в детский сад наблюдаем за коммуникацией ребенка со взрослым.
  2. На прогулке или в процессе свободной игры, наблюдаем за коммуникацией с детьми.

    Во  время наблюдения обращаем внимание: как приветствуют друг друга и  воспитателя, используют ли вежливые слова в различных ситуациях, как обращаются (называют) друг к другу, обращаются за помощью к другим или ко взрослому и как.

    - экспериментально – психологическое обследование:

    Методика 1. Методика изучения коммуникативных умений (Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина).

  Цель: изучение коммуникативных умений у  детей старшего дошкольного возраста.

  Материал: силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

  Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.

  Серия 1. Двум детям одного возраста психолог дает по одному изображению рукавички  и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару (были одинаковыми). Поясняет детям, что сначала  надо договориться, какой узор рисовать, а затем приступать к рисованию. Психолог выдает детям одинаковые наборы карандашей.

  Инструкция: «Возьмите по одному изображению  рукавички и раскрасьте их так, чтобы  они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию».

  Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

  Инструкция: «Возьмите по одному изображению  рукавички и раскрасьте их так, чтобы  они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте  к рисованию. Не забывайте делиться карандашами)».

  Обработка и интерпретация данных: анализируются особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам: 1) какими лексическими средствами пользуются дети, договариваясь о оформлении узора и в процессе выполнения задания; 2) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.; 3) как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 4) как относятся к результату деятельности - своему и партнера; 5) осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается; 6) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

    Анализируются умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

  Методика 2. Методика Смирновой «Картинки» для выявления коммуникативной компетентности дошкольников.

  Дается  исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребёнка.

  Инструкция. "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе.

  Если  ребёнок понял, что на рисунке  изображена конфликтная ситуация, следует  вопрос: "Что бы ты сделал на месте  этого мальчика (или девочки)?"

  Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни  детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

  1. Группа детей не принимает  своего сверстника в игру.

  2. Девочка сломала у другой девочки  её куклу. 

  3. Мальчик взял без спроса игрушку  девочки. 

  4. Мальчик рушит постройку из  кубиков у детей. 

  Картинки  изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них  есть обиженный, страдающий персонаж. Ребёнок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

  Таким образом, в данной методике ребёнок  должен решить определённую проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

    - Метод качественной обработки результатов.

    - Методы количественной обработки, в том числе и методы математической статистики (достоверность различий между результатами до и после коррекции)

    База  и организация  исследования. Исследование планируется проводить в период с 2011 по 2013 год на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида: МДОУ «Д/с компенсирующего вида №7» и МДОУ «Д/с №5» г. Усолье-Сибирское. В нем примут участие 27 дошкольников с легкой УО. Целевую группу составят 18 детей (из них 5-6 лет – 9 детей, 6-7 лет – 9 детей), которые примут участие в формирующем эксперименте, направленном на коррекцию недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности. В контрольную  группу будут включены дошкольники с умственной отсталостью (еще 9 детей) и с нормальным интеллектуальным развитием (18 детей), посещающие вышеуказанные ДОУ (по 18 детей). Обследование проводилось в старшей и подготовительной группах.

    Практическая  значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны учителям–дефектологам, логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного видов не только в организации работы по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности УО детей, но и для их подготовки к успешной адаптации в условиях инклюзивного обучения.

    Структура работы традиционная, включает введение, теоретический обзор литературы:

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      1.1. Коммуникативная компетентность  как важная составляющая успешной  адаптации в условиях инклюзивного обучения

      1.2. Характеристики речевого компонента  коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      1.3. Организация и содержание работы по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

    Глава 2. Изучение состояния речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      2.1. Организация, методы и методики исследования состояния речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      2.2. Анализ результатов состояния  речевого компонента коммуникативной  компетентности у УО дошкольников

    Глава 3. Коррекция недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      3.1. Содержание и организация работы  по коррекции недостатков речевого компонента коммуникативной компетентности у УО дошкольников

      3.2. Анализ эффективности коррекции  недостатков речевого компонента  коммуникативной компетентности у УО дошкольников

Информация о работе Формирование речевого компонента коммуникативной компетентности у умственно отсталых старших дошкольников