Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть. ……………………………………………………………..6
Глава I. Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности учения.
§1. Значение познавательного интереса в обучении……………………6
§2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса. ……………………………………………………………………..8
§3. Особенность мыслительной деятельности подростков……………12
§4. Психологические особенности учебной деятельности……………..20
Глава II. Приемы активизации познавательной деятельности………27
Заключе-ние……………………………………………………………………32
Литература. …………………………………………………………………..36
В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.
Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.
Вопросы беседы приведены в Приложении № 2.
Результаты беседы приведены в таблице № 2.
Таблица № 2.
№ п/п | Фамилия Имя | Тебе нравятся уроки технологии? | Что именно нравится или не нравится на уроках труда? | Что бы ты хотела изменить на уроках труда? |
1. | Баранова Вика | Нет | Не интересно. | Меньше писать. |
2. | Беленькая Настя | Да | Полезно для жизни. | Побольше интересного. |
3. | Исентимирова Дамеля | Да | Нравится шить. | Научиться вышивать. |
4. | Манжура Инна | Не очень | Много писать. | Меньше писать. |
5. | Назымбекова Дина | Нет | Много писать. | Больше интересного. |
6. | Перч Ольга | Не очень | Трудно заниматься. | Меньше писать. |
7. | Поселкина Люда | Да | Нравится готовить. | Больше интересных рецептов. |
8. | Свенцицкая Нина | Нет | Не интересно. | Больше интересного. |
9. | Скиба Ксения | Нет | Много писать. | Меньше писать. |
10. | Суровцева Лида | Не очень | Много писать. | Играть в интересные игры. |
Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера.
Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т. д.
Методом анкет можно в известной мере проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся.
Методика исследования познавательных интересов с совершенной необходимостью должна быть направлена на вскрытие сущности процессов их формирования, а не на простую констатацию фактов наличия либо отсутствия этих интересов. В той связи следует подчеркнуть, что ответы на вопросы анкет представляют собой лишь строительный материал для анализа, в котором и раскрывается теоретическая позиция исследования оценки полученного материала.
См. Приложения № 3 – 4.
Результаты анкетирования приведены в таблицах № 3 – 4.
Анкета № 1.
№п/п | Фамилия Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Баранова Вика | В | Б | А | А | Нет |
2. | Беленькая Настя | А | В | Е | Д | Да |
3. | Исентимирова Дамеля | В | А | Б | В | Не очень |
4. | Манжура Инна | Б | Д | Д | Г | Нет |
5. | Назымбекова Дина | В | Г | Г | В | Да |
6. | Перч Ольга | Б | Д | Г | Г | Нет |
7. | Поселкина Люда | А | А | Г | Д | Да |
8. | Свенцицкая Нина | А | В | Г | В | Да |
9. | Скиба Ксения | В | Г | А | А | Да |
10. | Суровцева Лида | В | Г | Б | Г | Да |
Анкета № 2.
№ п/п | Фамилия Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Баранова Вика | нет | да | да | не знаю | да | нет | нет | да | нет | да | да | да |
2. | Беленькая Настя | да | да | да | да | нет | да | да | нет | да | нет | да | нет |
3. | Исентимирова Дамеля | да | да | да | да | нет | да | да | нет | да | нет | да | да |
4. | Манжура Инна | да | да | да | да | да | нет | нет | нет | нет | нет | да | нет |
5. | Назымбекова Дина | да | да | да | да | не очень | нет | нет | нет | нет | нет | да | да |
6. | Перч Ольга | да | да | да | да | нет | да | да | нет | да | нет | да | нет |
7. | Поселкина Люда | да | да | да | да | нет | да | да | нет | да | нет | да | нет |
8. | Свенцицкая Нина | нет | не знаю | да | нет | да | да | да | да | да | нет | да | нет |
9. | Скиба Ксения | нет | да | да | да | нет | да | нет | да | да | нет | да | еет |
10 | Суровцева Лида | да | да | да | да | нет | да | да | нет | да | нет | да | нет |
Заключение.
Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.
В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлениям.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:
1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкци и опыта, самостоятельности мысли;
6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:
1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
7. Рекомендовать дополнительную литературу;
В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:
1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;
2. Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассной работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:
a) Вечера вопросов и ответов;
b) Конкурсы смекалки;
c) КВН;
d) Вечер веселой викторины;
e) Диспуты;
f) Школьные издательства;
g) Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;
h) Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;
i) Познавательные игры, игры – путешествия.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
Информация о работе Формирование у учащихся интереса к учению