Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:26, реферат
Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению поставленной цели. Целесообразному и эффективному использованию методов как инструмента обучения способствует их классификация.
В соответствии с концепцией содержания образования предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, в которой выделяют две группы. Первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные; вторая -продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские
Сивцевич Наталья
Формы и методы обучения
Традиционно
в педагогике метод обучения определяется
как способ деятельности, осуществление
которой ведет к достижению поставленной
цели. Целесообразному и эффективному
использованию методов как инструмента обучения способствует
их классификация.
В соответствии с концепцией содержания
образования предлагают классификацию общедидактически
Суть метода проблемного изложения состоит в том,
что учитель ставит проблему, сам ее решает,
но при этом показывает путь решения в его подлинных,
но доступных учащимся противоречиях,
вскрывает ходы мысли при движении по
пути решения. Проблемное изложение может
строиться на материале из истории науки
или путем доказательного раскрытия современного
способа решения поставленной проблемы.
С его помощью учащиеся получают эталон
научного мышления и познания, образец
культуры развертывания познавательных
действий.
Частично-поисковый (эвристический) метод постепенно
приближает учащихся к самостоятельному
решению проблем, учит выполнению отдельных шагов
решения, отдельных этапов исследования.
В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы
к картине, карте, тексту учебной статьи;
в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное
доказательство; в третьем - сделать выводы
из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение;
в пятом - построить план его проверки
и т.д.
Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению
процесса познания. Он призван, во-первых, обеспечить
творческое применение знаний; во-вторых,
овладение методами научного познания
в процессе поиска этих методов и применения их; в-третьих, он формирует
описанные ранее черты творческой деятельности; и, в-четвертых,
является условием формирования познавательного
интереса, мотивации деятельности школьников.
В практике работы учителя исследовательские
(творческие) задания представляют собой
небольшие поисковые задачи, решение которых требует
прохождения всех или большинства этапов
процесса исследования.
Этими этапами являются:
1) наблюдение и изучение фактов и явлений;
2) выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез;
3) построение плана исследования;
4) реализация
плана, объяснение связей
5) принятие решения;
6) проверка решения;
7) выводы
о возможном и необходимом прим
Учащиеся, постепенно овладевая этапами
научного познания в процессе решения
проблем, приобретают отдельные черты творческой деятельности.
Таким образом, использование методов
проблемного обучения обеспечивает:
1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;
2) овладение методами познания и научного мышления;
3) овладение опытом, чертами,
процедурами творческой деятельности.
Методы обучения применяются в единстве
с определенными средствами обучения
(учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические
средства и др.). Дидактические средства
подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства
для эффективного достижения целей образования:
стандарты образования, основные и дополнительные
источники информации и др.; вторые - индивидуальные
средства учащихся, такие как учебники,
тетради, дополнительные источники информации
и т.д.
Отбор средств обучения определяют характерные
особенности учебного предмета, уровень
материального оснащения школы учебными пособиями,
цели обучения, методы учебной работы,
возрастные и индивидуальные особенности учащихся,
уровень профессионального мастерства
учителя.
Понятие «средства обучения» имеет и более
широкий смысл и трактуется как совокупность
компонентов, способствующая достижения целей образования,
т.е. комплекс методов, форм, содержания,
а также специальных средств обучения. Под специальными
средствами обучения понимаются и технологии
обучения.
Отбор методов и средств обучения зависит
от цели образования, конкретных дидактических
задач, содержания обучения и реальных возможностей
участников педагогического процесса.
Владение дидактическими основами современного
учебного занятия дает возможность учителю
методически грамотно конструировать все три части
модели урока.
Первая часть - дидактическое обоснование («шапка») - отражает
информацию о целях учебного занятия и
средствах достижения цели. Учителю хорошо
известен следующий алгоритм оформления
дидактического обоснования: дидактическая цель, тип
учебного занятия, цели по содержанию
(образовательная, развивающая, воспитательная),
методы обучения, формы организации познавательной
деятельности учащихся, средства обучения.
Вторая часть модели - ход учебного занятия, отражает структуру
учебного занятия, последовательность изучения содержания,
логику и приемы взаимодействия учителя
и учащихся.
Третья часть
– приложение, содержит дидактический материал,
который дополняет текст учебника, конкретизирует
содержание учебного материала, деятельность
учителя и учащихся.
Алгоритм дидактического обоснования
и ход учебного занятия определяют логику
самоанализа результатов деятельности учителя и ученика. Основной
положительный результат учебного занятия
- оптимальное достижение цели.
Учебное занятие можно рассматривать
как «зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора,
эрудиции» (В.А. Сухомлинский). С позиций
системно-структурного и деятельностного
подходов учебное занятие - это прежде
всего система учебно-воспитательных задач, содержание
и последовательность которых отражает
логику достижения триединой цели и логику
поэтапного взаимодействия учителя и
учащихся в процессе изучения учебного
материала. Структура учебного занятия,
расположение и количество его этапов
(подсистем), зависит от замысла учителя,
от проектирования им совместной с учащимися деятельности
по достижению цели образования и форм
организации самостоятельной познавательной деятельностью
учащихся.
1. Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя
и ученика, обеспечивающие формирование
ЗУН, необходимых
для решения учебно-воспитательных задач.
2. Прием
Это деталь метода, отдельные его операции
(практические и мыслительные), моменты
в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной
задачи.
3.Система методов
Это не простой набор методов и приемов,
а такая их совокупность, в которой имеются
внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью
конкретных методов (приемов). В совокупности
они представляют
систему управления разными методами
(приемами) познания учащимися учебного
материала, начиная с приобретения готовых знаний
до самостоятельного решения познавательных
задач.
4.Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной
деятельности ученика, в его активности,
развитии познавательных сил и способностей.
5. Классификационные признаки группировки
методов:
• источник
знаний;
• характер
познавательной деятельности ученика;
• руководящая
роль учителя;
• степень
активности ученика;
• возможность
стимулирования и самостимулирования
учебной деятельности ученика;
• условия контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно- познавательной
деятельности.
6. Методы как способы учебной работы
• догматический - приобретение знаний в готовом виде.
• эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений,
требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено
в вопросе (задании).
• исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения
наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного
нахождения исходных данных, прогнозированиярезультатов
работы.
Последние два подхода свойственны развивающему
типу обучения.
7. Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные о
Репродуктивные способствуют
усвоению знаний (на основ заучивания),
умений и навыков (через систему упражнений).
При этом управленческая деятельность
учителя состоит в подборе необходимых
инструкций, алгоритмов и других заданий,
обеспечивающих многократное воспроизведение
знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение, рассчитанное
на вовлечение ученика
в познавательную деятельность в условиях
словесного обучения, когда учитель сам
ставит проблему, сам показывает пути ее решения,
а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя,
размышляют, переживают вместе с ним и
тем самым
включаются в атмосферу научно-доказательного
по искового
решения;
• частично-поисковые, или эвристические
методы, используются для подготовки учащихся
к самостоятельному решению познавательных
проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов
решения и этапов исследования;
• исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новыхдля
них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи
развития учащихся при обучении.
Методы организации учебно-познавательной
деятельности:
• словесные,
наглядные, практические;
• аналитические,
синтетические, аналитико-синтетические,
индуктивные, дедуктивные;
• репродуктивные,
проблемно-поисковые;
• методы
самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивации:
• методы
стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные
дискуссии, создание эмоционально-нравственных
ситуаций);
• методы
стимулирования долга и ответственности
(убеждения, предъявление требований,
«упражнения» в выполнениитребований,
поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
• устного
контроля, и самоконтроля (индивидуальный
опрос,
устная проверка знаний, некоторых мыслительных
умений);
• письменного
контроля и самоконтроля (контрольные
работы, письменные зачеты, программированный
контроль, письменный самоконтроль);
• методы
лабораторно-практического контроля и
самоконтроля (контрольно-лабораторные
работы, контроль выполненияпрактических
работ, программированный контроль лабораторной
работы, лабораторно-практический самоконтроль).
Методы самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:
• классификация
самостоятельных работ по цели (подготовка
учащихся к восприятию нового материала,
усвоение учащимися новых знаний, закрепление
и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование
усвоенных навыков); определение самостоятельных
работ по изучаемо
му материалу (наблюдение, проведение
опытов, эксперимент, работа с книгой и
т.п.);
• различение
самостоятельных работ по характеру познавательной
деятельности (по заданному образцу, по
правилу или системе правил, конструктивные,
требующие творческого подхода);
• деление
самостоятельных работ по способу организации (общеклассная,
групповая, индивидуальная).
Методы программированного
обучения - особый вид самостоятельной работы
учащихся над специально переработанным материалом,
сущностью которой является жесткое управление
умственной деятельностью обучаемых.
Программа при этом является дидактическим
средством.
8. Многообразие методов
Словесные методы:
• объяснение - это вид устного изложения, в котором
раскрываются новые понятия, термины,
устанавливаются причинно-следственные
связи и зависимости, закономерности,
т.е. раскрывается логическая природа
того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ - это форма изложения учебного материала,
которая
носит преимущественно описательный характер
(сюжетный,
иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) - это метод,
позволяющий ученику под опосредованным
руководством учителясамостоятельно
организовывать процесс познания;
• изложение - это монологическая форма учебной работы,
дидактическое значение которой состоит
в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные
знания, добытые человечеством, демонстрируются
образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести
усвоенное;
• повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается
о конкретных фактах, событиях, процессах,
протекающих во времени. Оно может быть
в сжатой форме, вформе интересного рассказа,
имеющего сюжет, фабулу;
• описание - вид изложения, в котором дается последовательное
перечисление признаков, особенностей,
свойств, качеств предметов и явлений
окружающей действительности;
• рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное
развитие положений, доказательств, подводящих
учащихся квыводам;
• проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной
работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит
в решении вопросов и проблем, поставленных
учителем;
• беседа - форма овладения учащимися информацией
в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом
общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает
в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая
(предполагает продуктивную, творческую
деятельность). Эвристическая беседа является
главным условием развития учащихся при диалогическом
методе учения. Ее основные признаки -
учащиеся осознают цель беседы; в беседе
все вопросы подобраны так, что учащиеся
имеют возможность догадаться или сделать
самостоятельное заключение; в беседе
предусмотрены простые и сложные вопросы,
последние формулируются как задачи, а
в них выделяются наиболее частные вопросы;
после решения каждого вопроса, задачи
следует заключение учителя,подводящее
итоги работы.
Наблюдение - это непосредственное целенаправленное
восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств
с целью формирования правильных представлений
и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися
работа по изучению нового материала, требующая практических
исследовательских умений, а также умений
обращаться с различным оборудованием.
Это важный, но очень сложный метод учения:
Практические методы учения - это такой вид
деятельности ученика, при котором происходит формирование
и совершенствование практических умений
и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные
и устные упражнения, практические и лабораторные
работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное
выполнение каких-либо действий с целью
их освоения
или совершенствования.
9. Уровни принятия решения о выборе методов
обучения
1-й - стереотипные решения: неизменное
предпочтение стереотипу применения методов
обучения независимо от содержания материала,
образовательно-воспитательных задач
урока и особенностей учащихся.
2-й - решения методом
проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов
обучения с учетом конкретных условий, учебного материала,
но делает он это стихийно, допуская просчеты
и ошибки, избирает новый вариант и вновь
без научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные
решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно
выбирает методы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся,
с учетом их подготовленности, обосновывает
конкретными условиями и определенными
трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных
результатов обучения, воспитания и развития
школьников.
10. Методы обучения являются инструментом
развития учащихся, если:
• способствуют
приобретению школьниками прочных ЗУН,
а
также умений переносить их в новые ситуации;
• формируют
у учащихся потребность в новом знании;
• направляют
обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
• ориентируют
мышление учащихся на решение общих и
частных задач с целью творческой переработки
учебной информации;
• обеспечивают
деятельность учащихся по соотнесению
частных сведений с основными идеями,
законами, теориями для формирования системы знаний и способов
деятельности;
• содействуют
овладению учащимися учебными умениями
как инструментом
познания;
• создают оптимальные условия для активной
мыслительной
деятельности каждого ученика.
11. Методы обучения на уроке должны соответствовать:
• задачам
урока;
• характеру
и содержанию учебного материала;
• уровню
ЗУН учащихся;
• материальному
обеспечению урока;
• личным
качествам учителя, его подготовленности
к уровню методического мастерства;
• индивидуальным
особенностям, возможностям и подготовленности
учащихся;
• бюджету
времени.