Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных
Введение
Глава 1. Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей.
1.1. Проблема «трудных» детей
1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.
Глава 2. Технология работы социального педагога.
2.1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
2.2 Творческие формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми.
Заключение
Литература
Приложение
Родители, оставляющие своего ребенка на попечение бабушек, нянь, гувернанток, педагогов, воспитателей и т.д., рано выходят на работу с чувством выполненного долга: мы родили, теперь нужно встать на ноги, работать, самоутверждаться, а ребёнок под надёжным присмотром и всегда занят, у него и времени – то скучать нет. Всё равно профессионально его развить мы бы не смогли, мы же этому не учились.… А теперь представим, что происходит с ребёнком, которого с раннего детства записывают в развивающие студии, кружки. Утром малыш просыпается, а мама с папой уходят на работу, и он остаётся на весь день с чужим человеком, а ведь ему хоть в 6 месяцев, хоть в 1,5 года так нужна мама, её запах, прикосновения, голос.… После завтрака начинаются занятия, пусть даже в игровой форме, но все же это требует от ребёнка определённых моральных и физических затрат. Когда «ученик» устаёт, ему хочется отдохнуть, полежать, побегать, поиграть – нельзя! У него режим, в котором уже рассчитано время на занятия и отдых и всё строго регламентируется расписанием, ведь разные студии и секции работают в определённое время, а не как удобно малышу. Ребёнок устаёт, замыкается в себе, становится нервным, беспокойным. Многие возразят мне, скажут: «расписание учит человека организованности и дисциплине». Это действительно так, но нельзя составлять план дня ребёнка по своему усмотрению, не учитывая его состояние, готовность заниматься, настроение и т.д. Важно помнить, что ребёнок – маленький человек со своим внутренним миром, потребностями, желаниями, а не компьютер, которому можно задать программу и он будет безропотно её выполнять.
По прошествии некоторого времени, мы удивляемся, почему ребёнок такой непослушный? Почему он нам дерзит? Почему растёт своевольным и не прислушивается к нам? Почему он такой скрытный? Почему учителя жалуются на него, ведь у нас такая положительная семья и его с раннего детства профессионально развивали? И ещё много разных «почему». Ответ прост: было упущено то драгоценное время, когда ребёнку нужна была мама. Вовсе не обязательно куда–то записывать ребёнка, пока он к этому не готов. Можно развивать его самим и вместе с ним узнавать что-то новое. В современной педагогике существует столько методик! Главное – выбрать подходящую. Нас никто не учил быть родителями, у нас это знание заложено природой, да и жизнь многому учит. Только тогда, когда родители поймут свою значимость для ребёнка, свою ответственность за него, у нас сократится расстояние между родителями и детьми, в меньшей степени будут возникать отчуждённость и недоверие друг к другу.
Если не исправить ситуацию вовремя, она будет развиваться по принципу «снежного кома», чем дальше, тем хуже. В дальнейшем, у ребёнка могут возникать проблемы со сверстниками, учителями, может развиться негативизм.
Когда ребёнок приходит в школу с такими проблемами из детства, львиная доля ответственности ложится на учителя. Именно он должен разобраться в поведении ученика, провести большую работу по исправлению ошибок, допущенных когда-то родителями.
Дети, которые рано становятся самостоятельными, сами выстраивают модель поведения и отношений с другими людьми, нередко «не вписываются» в принятые правила и нормы, только потому, что им не привили определённые знания, умения и навыки. В социуме принята схема: если ты ведёшь себя не так как все - это не правильно. Если ребёнок не поддаётся воспитанию в рамках, принятых для общества – он трудновоспитуемый. С таким ярлыком живут многие ребята и младшего школьного возраста, и подростки.
Уже в дошкольном возрасте вследствие неправильного воспитания в семье возникают ошибки в поведении ребенка: неумение играть со сверстниками, общаться с ними, неправильное отношение к старшим и себе. В их основе — неудачи в игре и трудовых действиях, рождающие неуверенность в себе, обидчивость, упрямство и даже агрессивность, озлобленность. Дефицит успеха в игре и дефицит общения ведут к искажению психического развития.
В младшем школьном возрасте продолжают действовать следствия неправильного воспитания в семье и детском саду, порождая новые явления: стремление избежать неприятностей, связанных с неудачами в деятельности и отношениях, а отсюда — непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность.
В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поступков взрослых, неумении действовать самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков — драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими. У старших подростков чувство взрослости побуждает к самостоятельности, а для этого еще нет необходимого жизненного опыта, практических умений, развитых сил и способностей. Обостряются также противоречия между осознанием норм поведения и их выполнением, разумом и чувствами, возникает несоответствие планов возможностям и др. Наблюдения показывают, что наибольшее количество неудач, ошибок, конфликтов приходится на подростковый возраст.
В этот период родителями и педагогами чаще всего нарушается правило соответствия воспитательных мер возрастным, половым и индивидуальным особенностям школьников. Это вызывает у них сопротивление, отрицательную реакцию. В первую очередь изменяется сфера сознания и самосознания. Отношение к миру строится на развитом логическом мышлении, повышенной критичности. Познание окружающей действительности тесно связано с самопознанием. Так создаётся предпосылка для активной познавательной деятельности и перехода воспитания в самовоспитание. Но если это не учитывается в воспитании, познавательные интересы угасают, проявляется безответственность, возникают нежелание преодолевать трудности, стремление к праздному образу жизни.
У подростков возрастает двигательная активность, вызванная развитием тела, ростом мускулатуры, качественным изменением функций двигательного анализатора. Если в этот период обучение не связано с практическими видами деятельности, не формируются мотивы значимости трудовой и спортивной деятельности детей, то неизбежны нарушения дисциплины и даже стихийное, неразумное применение грубой физической силы, т. е. происходит искажение активности. Отклонения в поведении выступают как клапан, через который выходит возрастная мышечная энергия подростков, неспособных к саморегуляции, к управлению собой.
Следовательно, если возрастные особенности учитываются в воспитательном процессе, они становятся значимыми внутренними.
Отрицательные свойства возникают также на основе неправильного отношения к деятельности. Если ребенок не привык к самообслуживанию, не помогает родителям, он выглядит смешным и беспомощным в любой работе. И тогда возникает желание избежать той деятельности, в которой что-то не получается. Так пассивность перерастает в лень.
Проявившийся негативизм, неизбежно возникающие конфликты со сверстниками постепенно изменяют к худшему статус подростка. Подросток не может быть коллективистом, если у него разрушается умение подчинять личное общественному, исчезает ответственность за себя и товарищей перед коллективом и др.
Неудачи, ошибки в деятельности, неадекватность поведения внутренним побуждениям в течение длительного времени порождают отрицательный опыт, который усугубляет личностные недостатки. Так, факт недисциплинированного поведения на ряде уроков формирует непослушание как личностный недостаток. А если это закрепляется в дальнейшем опыте (удаление с уроков, уход из школы, прогулы), то непослушание превращается в недисциплинированность как отрицательное свойство. Негативные переживания, возникающие при неудачах, неуспехе, отрицательный опыт поведения (например, списывание, уход с уроков), соединяясь, рождают отрицательное свойство. Например, из пассивности могут возникнуть личностные недостатки: равнодушие, работа под постоянным нажимом со стороны. Так, постепенно складывается личность трудного воспитанника. Причем, поступки подростка определяются доминирующей отрицательной чертой характера, которая подчиняет себе остальные качества, в том числе и положительные. Подросток в такой ситуации стремится уйти от требований, выполнение которых требует от него уже значительных усилий. В то же время он старается найти, создать такое окружение, в котором бы его эгоизм, недисциплинированность и т. п. могли вызвать поддержку.
Разные характеры у трудновоспитуемых детей. Подчас кажется, что бесполезно у них искать что-то общее: что ни ребенок, то уникум. И никак нельзя предсказать, что подействует на всех, что повлияет только на одного, что изменит ребенка к лучшему, а что совсем испортит дело, несмотря на разумность действий педагога. В сущности, все кажется просто: сочетаются весьма стандартные факторы — ситуация трудновоспитуемости, характер допущенных педагогических ошибок в семье и школе говорят об уровне педагогической запущенности, плюс к тому же кризисные возрастные состояния. Однако сочетаний этих факторов может быть такое множество, а потому и совершенно неожиданными могут быть проявления трудновоспитуемости. Анализируя взаимодействия всех факторов, очень важно точно выявить причину трудновоспитуемости.
Недостатки поведения — начальная стадия, характерная для младших школьников, результат несформированности опыта поведения или постоянных неудач в той или иной деятельности. Ребенок не всегда может найти адекватную форму поведения: у одних недостает некоторых положительных качеств, у других — социального опыта поведения. Если формирование личности не корректировать и соответствии с повышающимися общественными требованиями, то неизбежно возникает противоречие между требованиями извне и реакцией человека на них. В этих условиях все чаще проявляются недостатки поведения: ошибки в работе, отчужденность или конфликтность в отношениях с людьми.
Личностные недостатки — как следствие типичных ошибок в поведении. В имеющихся работах они трактуются как пробелы в нравственном, умственном и волевом развитии. Они легко устраняются интенсивным развитием положительных качеств личности. При неэффективной воспитательной работе они могут развиться в отрицательные свойства. Например, общая пассивность личности при неблагоприятных условиях способствует возникновению таких отрицательных черт, как леность и нерешительность. А на основе неорганизованности может возникнуть недисциплинированность; отчужденное отношение к другим людям может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия к людям. Всякий своевременно неисправленный недостаток — возможный источник развития множества отрицательных свойств. В общем плане воспитание положительных качеств и есть предупреждение и преодоление возможных недостатков.Отрицательное свойство в той или иной форме приводит к неправильному способу поведения, противоречащему общественном норме, нашему идеалу. Например, капризы, прихоти, избалованность, неуважение старших, постоянное сопротивление волевых качеств с мотивировкой: «Не хочу», «Не буду».
Трудновоспитуемость — состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.
Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.
Задача перевоспитания на любом этапе — остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.
Итак, общее, определяющее характеры трудных детей,— искажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими прихотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).
Трудновоспитуемый всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда связано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т. д.
В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избранный образ жизни.
Соответствующие педагогические методы перевоспитания должны учитывать содержание отрицательной направленности каждого трудновоспитуемого.
Любой поведенческий акт совершается в определенной жизненной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведение включает в себя:
В соответствии с диалектическим подходом движущая сила любого явления находится внутри его самого, определяется внутренними факторами. Личностные качества и свойства в психологии определяются как внутренние факторы, а поведение — как их внешние проявления (В. Г. Афанасьев, М. И. Бобнева, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова). Поэтому конкретное поведение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника. Например, целевые установки определяются видом направленности, идеалами, ценностными ориентациями; восприятие внешних требований зависит от воспитуемости и обучаемости школьника, от его отношения к школе, к учителю, к коллективу; планирование деятельности осуществляется на основе таких качеств, как целеустремленность и организованность; принятие решения — прерогатива решительности, важного волевого качества и т. д. Все поведение в конечном счете обусловлено личностными качествами, целью и конкретной ситуацией.
Информация о работе Формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми