Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:44, реферат
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.
Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие "метод" характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.
самостоятельно усвоенных знаний выше. В силу этих причин Дальтон-план не прижился ни в
одной стране мира.
2. Виды учебной деятельности учащегося
Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности
учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой
общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности
учащихся - это
способы организации
взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:
1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение
принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным
количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и
репетиторстве.
2. Групповую, когда учитель
одновременно обучает целую
Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных
заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или
фронтальной работой.
3. Коллективную. Это самая
сложная форма организации
возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример
коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально-обособленную.
Ее еще часто называют
Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной
деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях.
Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в
тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.
На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную
формы обучения. На уроках почти не используют парную работу и занятия в малых группах
(звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.
Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями:
общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах.
При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число
слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и
в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно
слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна
и та же групповая форма
организации учебной
каждый момент времени работает совместно.
Перед группой или классом может выступать учитель, родитель, директор школы, член
группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут
быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и
недифференцированными.
Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек
обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной.
Предельное число группы учащихся установить трудно, но минимальное - два человека.
Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую
форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это
задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то
такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-
обособленной работы учащихся - это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с
другими людьми.
Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в XX в. в России.
Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других
существующих форм.
Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не
является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический
коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для
всех цель. Соответственно
и отношение к учебной
как к чему-то совместному
и творческому, а как к чему-то
индивидуальному и
Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении
одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.
Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель,
поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то
это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все
учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная
задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.
Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения
новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это
предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.
Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или
сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одного
ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в
деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е.
группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где
действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.
Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог,
организующий такую форму обучения, должен знать и уметь намного больше, чем обычный
учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.
В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой
общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что
общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это
обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультанта). Остальные не
выходят на уровень освоения
материала и постоянно
группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что
нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена
коллектива, взятого в отдельности.
При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и
взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится
тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах
сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.
Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:
1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
2. Разделение труда, функций и обязанностей.
3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
4. Наличие действующих
органов, организации,
контролю, учету и управлению.
5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в
отдельности.
6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы,
выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.
3. Формы организации текущей учебной работы
В отличие от форм деятельности
учащегося формы текущей
многообразны. Сегодня в
общеобразовательных
формы учебной работы, как урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы
внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).
В результате реформирования системы образования в школе появляются и новые формы
учебной работы. Так, в старших классах учебных комплексов "школа - вуз" практикуется
использование вузовских форм учебной работы. Это в первую очередь лекционные и семинарские
занятия, система зачетов. В обычных школах такой перенос форм работы из вуза чаще всего не
оправдывает себя. Учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не готовы к таким
формам работы. Однако в спецшколах и в школах с углубленным изучением какого-то предмета
(или предметов) такой
перенос дает определенный
эффективен в школах, готовящих своих учащихся для поступления в высшее учебное заведение, с
которым школа совместно работает.
В связи с разработкой инновационных технологий обучения в школах, а особенно в начальной
школе, учителя стали применять новые формы учебной работы. Используя игровую оболочку для
урока, они вместо обычных уроков проводят игры в виде соревнования, конкурса, путешествия.
Применяются и уроки творчества, на которых нет освоения нового материала в традиционном
понимании этого слова. В начальной школе такие уроки используются для повторения и
нахождения в пройденном материале близких и созвучных переживаниям ребенка элементов, т.е.
для выстраивания мотивов к учебной деятельности в целом.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы. Основной формой обучения
сегодня в мире является
классно-урочная форма
учебной работы выступает урок. Урок - основная единица образовательного процесса, четко
ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин), планом работы и составом участников.
Каждый, окончивший школу, знает, что уроки даже по одному предмету мало похожи друг на
друга. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом
зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения.
Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько простых типов предпринимались
давно. К.Д. Ушинский выделял следующие типы уроков: смешанные уроки, на которых учитель
объясняет новый материал, закрепляет его и повторяет пройденное ранее; уроки устных и
практических упражнений, целью которых является повторение знаний и отработка необходимых
умений и навыков; уроки письменных упражнений, имеющие ту же самую цель; уроки оценки
знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
Современная дидактика анализирует урок более глубоко. Выделению типов уроков посвящено
много научных работ. И тем не менее на сегодняшний день эта проблема не имеет однозначного
решения. Разработаны несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация
строится на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели (И.Т. Огородников);
цели организации занятий (М.И. Махмутов); основных этапах учебного процесса (С.В. Иванов);
методах обучения (И.Н. Борисов); способах организации учебной деятельности учащихся (Ф. М.
Кирюшкин).
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому
классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному
образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении материала
и формировании умений и навыков, то классификация по дидактической цели будет выглядеть
следующим образом:
- уроки изучения нового учебного материала;
- уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированные (смешанные) уроки.
Кратко остановимся на характеристике каждого в отдельности типа уроков.
Уроки изучения нового учебного материала. Целью данного типа урока является овладение
учащимися новым материалом. Сюда входит работа учителя по передаче нового материала,
организации деятельности учащихся, направленной на его осмысление и усвоение, первичному
закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на
практике.
Структура таких уроков относительно проста. Для них характерны следующие этапы: а)
организация учащихся; б) краткий опрос учащихся по важнейшим разделам пройденного
материала, который понадобится при освоении нового материала; в) формирование у учащихся
мотивации к деятельности по освоению нового материала, в том числе постановка темы и
определение основных целей занятий; г) освоение учащимися нового материала; д) краткий опрос
учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления
материала; е) задание уроков на дом.
Наиболее эффективно процесс освоения новых понятий и способов действий осуществляется
учащимися в ходе активной деятельности. Какие бы методы ни были при этом использованы
(рассказ учителя, выполнение упражнений, самостоятельная поисковая деятельность), наилучший