Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:28, контрольная работа
В Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества №1
Тема : Формы взаимодействия педагогов с родителями и способы
организации их совместной деятельности и общения
творчества
Чита 2011 год
В Концепции модернизации
образования подчеркивается
Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.
Рассмотрим более подробно особенности современной семьи.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Формирование сотрудничества
отношений между педагогами и
семьей длительный процесс, успешность
которого зависит от того, какие
принципы положены в основу этих отношений.
В процессе взаимодействия с семьей
общеобразовательное
- организация субъектной
позиции всех участников
- организация совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей.
Взаимодействие УДО и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие УДО и семьи - источник и важный механизм их развития.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Традиционные |
Инновационные |
Родительское собрание |
Самоуправление |
День открытых дверей |
Семинары для родителей |
Совместные дела семьи и учреждения |
Групповые тренинги |
Опосредованное взаимодействие |
Семейный клуб |
Родительские конференции, сходы, съезды |
Родительский клуб |
Консультации (тематические и индивидуальные) |
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг |
Семейные праздники |
Социально-психологические тренинги |
Посещение на дому |
Диспут-размышление |
Анкетирования родителей |
Творческие встречи педагогов и родителей |
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам умения и достижения (театральные, художественные, прикладные и т.д.).
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- семинары (например, «Ребенок
и его психологическое
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
- традиционные праздники ДДТ №1
- организация и посещение
выставок (районная, городская, областная
декоративно-прикладная
Диспут-размышление по проблемам
воспитания – одна из интересных для
родителей форм повышения педагогической
культуры. Он проходит в непринужденной
обстановке, позволяет всех включить
в обсуждение проблем, способствует
формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный
опыт. Участники диспута сами могут
сформулировать, разбившись по группам,
наиболее интересные для них вопросы,
затем коллективно отобрать из них
те, с которых нужно начать обсуждение.
Отобранные вопросы также сначала
целесообразно обсудить в группах,
а затем их мнения вынести на коллективное
размышление. Такой способ позволяет
всех включить в поиск наиболее убедительного
мнения, помогает родителям занять
заинтересованную позицию, предоставляет
возможность каждому
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни объединения, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов
и родителей позволяют создать
условия для дальнейшего
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся
Семейные праздники, чаепития,
конкурсы. Это свободное неформальное
общение – наиболее распространенная
и эффективная форма
На сегодняшний день решения
вопроса взаимодействия педагогов,
родителей и воспитанников
Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы педагога, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Система взаимодействия педагогов,
родителей и воспитанников как
элемент целостной системы, обеспечивает
организацию целенаправленного
технологического процесса овладения
социальными нормами
Информация о работе Формы взаимодействия педагогов с родителями и