Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, доклад
В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. С конца 90-х годов семейная политика развивается в качестве самостоятельного направления общей социальной политики государства. Она имеет свою идеологию, структуру управления, основные формы и механизмы реализации, законодательную, кадровую, научную и информационные основы. В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи.
Государственная семейная политика в Российской Федерации
Знаковой социальной ситуацией для конца XX − начала XXI века стал кризис семьи как социального института. Он затронул и развитые страны Запада, и Россию. В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. С конца 90-х годов семейная политика развивается в качестве самостоятельного направления общей социальной политики государства. Она имеет свою идеологию, структуру управления, основные формы и механизмы реализации, законодательную, кадровую, научную и информационные основы. В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей, льготы).
В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой.
Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991г.) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г.). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.
Государственная семейная политика –
комплексная система
Основным объектом государственной семейной политики выступает семья как социальный институт.
Цель семейной политики в широком смысле состоит в том, чтобы повысить качество жизни общества, создать условия для семейного образа жизни, достижения семьей благополучия, зашита ее институциональных интересов, обеспечение социальной безопасности в процессе общественного развития. Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, осуществления научной экспертизы жизнедеятельности семьи, а также принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам государственной семейной политики; создания необходимых условий для реализации семьей своих социальных функций на основе собственной трудовой деятельности, активизации ее субъектной роли в процессе осуществления государственной семейной политики.
В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики: развитие законодательной базы государственной семейной политики; демографическая политика в отношении семьи; экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям; социокультурная политика в отношении семьи; развитие социального обслуживания семьи. Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям.
Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Конституции РФ (в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства), Семейного (регулирует сферу брачно-семейных отношений и определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, определяет личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи), Трудового, Гражданского, Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г.», и иными нормативными актами. Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном – минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их дополнения и развитие.
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей. Следует подчеркнуть и активизацию общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам». Объективно возрастает роль науки в изучении жизнедеятельности семьи, выявлении общих закономерностей и особенностей ее функционирования и развития. Научно-исследовательский институт семьи, созданный Правительством РФ в 1991 году активно способствует интеграции проводимых фамилистических исследований на основе междисциплинарного подхода. Было усилено внимание к проблемам семьи и семейной политики в процессе подготовки и проведения Международного года семьи. Тенденция повышения ответственности государства за семью получила отражение в законодательстве страны.
Итак, семейная политика должна формироваться
в широком контексте проводимых преобразований,
определять стратегию и систему практической
деятельности государства по стабилизации
и укреплению социального института семьи,
пути его позитивного развития, поэтапного
создания условий для его нормального
функционирования в обществе. Систему
государственной семейной политики предстоит
создать на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях, что требует комплексной
разработки ее правового, программного,
научно-информационного, организационно-
Информация о работе Государственная семейная политика в Российской Федерации