Государственная семейная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, доклад

Описание

В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. С конца 90-х годов семейная политика развивается в качестве самостоятельного направления общей социальной политики государства. Она имеет свою идеологию, структуру управления, основные формы и механизмы реализации, законодательную, кадровую, научную и информационные основы. В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи.

Работа состоит из  1 файл

Государственная семейная политика в Российской Федерации.docx

— 17.62 Кб (Скачать документ)

Государственная семейная политика в Российской Федерации

Знаковой социальной ситуацией  для конца XX − начала XXI века стал кризис семьи как социального  института. Он затронул и развитые страны Запада, и Россию. В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. С конца 90-х годов семейная политика развивается в качестве самостоятельного направления общей социальной политики государства. Она имеет свою идеологию, структуру управления, основные формы и механизмы реализации, законодательную, кадровую, научную и информационные основы. В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей, льготы).

 В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой.

Важным этапом развития официальной  парадигмы семейной политики стала  разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991г.) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г.). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.

Государственная семейная политика –  комплексная система деятельности государства, направленная на семью  как социальный институт с целью  укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений  с государством.

Основным объектом государственной семейной политики выступает семья как социальный институт.

Цель семейной политики в  широком смысле состоит в том, чтобы повысить качество жизни общества, создать условия для семейного  образа жизни, достижения семьей благополучия, зашита ее институциональных интересов, обеспечение социальной безопасности в процессе общественного развития. Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, осуществления научной экспертизы жизнедеятельности семьи, а также принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам государственной семейной политики; создания необходимых условий для реализации семьей своих социальных функций на основе собственной трудовой деятельности, активизации ее субъектной роли в процессе осуществления государственной семейной политики.

В соответствии с основными функциями  семьи и сферами ее жизнедеятельности  выделяются следующие направления  государственной семейной политики: развитие законодательной базы государственной  семейной политики; демографическая  политика в отношении семьи; экономическая  политика государства в отношении  семьи в условиях перехода к рыночным отношениям; социокультурная политика в отношении семьи; развитие социального обслуживания семьи. Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям.

Наиболее подробно вопросы государственной  поддержки семьи, материнства и  детства регламентируются нормами  Конституции РФ (в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства), Семейного (регулирует сферу брачно-семейных отношений и определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, определяет личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи), Трудового, Гражданского, Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г.», и иными нормативными актами. Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном – минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их дополнения и развитие.

В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной  семейной политики до 2025 года, в которой  прописаны социальные стандарты  качества жизни, подходы к решению  вопросов социального развития и  защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить  ориентиром для федеральных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления при решении  вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей. Следует подчеркнуть и активизацию общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам». Объективно возрастает роль науки в изучении жизнедеятельности семьи, выявлении общих закономерностей и особенностей ее функционирования и развития. Научно-исследовательский институт семьи, созданный Правительством РФ в 1991 году активно способствует интеграции проводимых фамилистических исследований на основе междисциплинарного подхода. Было усилено внимание к проблемам семьи и семейной политики в процессе подготовки и проведения Международного года семьи. Тенденция повышения ответственности государства за семью получила отражение в законодательстве страны.

Итак, семейная политика должна формироваться в широком контексте проводимых преобразований, определять стратегию и систему практической деятельности государства по стабилизации и укреплению социального института семьи, пути его позитивного развития, поэтапного создания условий для его нормального функционирования в обществе. Систему государственной семейной политики предстоит создать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, что требует комплексной разработки ее правового, программного, научно-информационного, организационно-управленческого, кадрового и ресурсного обеспечения. Таким образом, выход из тяжелого кризисного состояния в функционировании социального института семьи состоит в существенном обновлении и совершенствовании государственной семейной политики. Необходимость реанимации содержательного потенциала социальных функций семьи обусловлена новым историческим этапом в развитии России. Поэтому без широкомасштабной научно-обоснованной государственной семейной политики вряд ли возможно укрепление социального института семьи.


Информация о работе Государственная семейная политика в Российской Федерации