Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:12, реферат

Описание

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и так далее. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая долгосрочная программа «Дети-инвалиды», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий независимой жизни этой части населения.

Содержание

1. Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья
2. Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
3. Основные положения социальной защиты детства в РФ
4. Пути развития системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями на современном этапе
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

государственная защита детства.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

- определенная иерархия  функциональной компетентности  ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих).

Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает  все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.

В становлении системы  социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:

- развитие системы  социальной защиты детства происходит  в неразрывной связи с развитием  всех социальных институтов общества;

- развитие социальных  институтов общества определяется  потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;

- становление форм, методов,  структуры социальной защиты  детства детерминируется уровнем  социально-экономического развития, социокультурными особенностями  развития общества (9).

В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:

- законодательного обеспечения  и степени сформированности нормативно-правового  поля;

- механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной

взаимосвязи, организационных  формы деятельности учреждений;

- порядка исполнения;

- финансово-экономического  и материально-технического обеспечения;

-научно-методического  и кадрового обеспечения;

-просвещения.

Итак, под системой социальной защиты детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов (2).

Вместе с тем, считаем  целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия социальной защиты детства и социальная защищенность детства (2; 7; 8). Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателям социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).

Антиподом понятию социальная защищенность детства может вы детства  ступать понятие социальная незащищенность или предложенное Е.М. Рыбинским понятие социальное неблагополучие детей, которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов (8). Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально – профессиональную структуру общества (7; 8). Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье (7; 8).

Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе (8).

Таковы в самых общих  чертах соотношения понятий, так  или иначе касающиеся вопроса  социальной защиты детства. Все они  объединены общей целью, которая  заключается в укреплении правового  статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства.

 

4. Пути развития  системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе

 

Первый этап реформирования системы специального образования  завершился определёнными позитивными  изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной  системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит  в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного дороже;

• научно-теоретическая  разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми;

• совершенствование  приемов выявления и медико-психолого-педагогического  изучения детей с разными отклонениями, начиная с самого раннего возраста (1-3 года), с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным  образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий  для лиц с ограниченными возможностями  в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье;

• стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных  видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);

• создание там, где это  целесообразно, достаточного числа  малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

• создание психологической  службы в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии (11).

Реализация второго  этапа реформирования системы специального образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов. Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы.

Информационное обеспечение  процесса реформирования системы специального образования предполагает наличие  федерального банка данных, а также  создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.

Система раннего выявления  и коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себя четыре основных блока.

Первый блок — скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает прежде всего  разработку карт факторов риска в  развитии ребенка. Карта должна заполняться  в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока  — выявление детей с подозрением  на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения  разработать и апробировать:

• карты факторов риска  в развитии ребенка;

• скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;

• процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием;

• эффективные и недорогие  технические средства скрининг-диагностики.

Второй блок — дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача — выявление  отклонения в развитии, уточнение  структуры дефекта, определение  возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика  нуждается в дальнейшем совершенствовании  методик и приобретении новейшего  оборудования, однако даже те методы и  то оснащение, которое уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

Третий блок — медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии. Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные  формы коррекционного воздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники.

С нашей точки зрения, целесообразно также расширять  такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного  обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях (9).

Необходимо предусмотреть  в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное  медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью  уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Создание системы раннего  выявления, коррекция отклонений в  развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок — создание обоснованной, скоординированной государственной  программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего  выявления и ранней коррекцией ной  помощи детям с отклонениями в развитии.

Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических  факультетах педагогических университетов  и институтов, через курсы повышения  квалификации) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах.

В настоящее время  от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с  интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В  ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет “невыявленного резерва”. Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект — не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов (8; 9).

Информация о работе Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства