Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа

Автор работы: Надежда Коновалова, 10 Августа 2010 в 20:44, реферат

Описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Содержание

Введение
§ 1. Законодательство Российской Федерации в области образования. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.
§ 2. Государственный образовательный стандарт.
§ 3. Базисный учебный план
§ 4. Учебная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Реферат по педагогике.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)
tify">    • недельная учебная нагрузка для  базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

    • максимальная обязательная недельная  учебная нагрузка для учащихся, включая  число учебных часов, отводимых  на обязательные занятия по выбору;

    • суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

    Традиционно средняя общеобразовательная школа  в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся.

    Учебные программы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

    Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала  осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

    Учебники, созданные на основе типовых учебных  программ, рекомендуются Министерством  образования Российской Федерации для всех школ страны.

    Учебники  содержат изложение основ наук и  одновременно организуют самостоятельную  учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

     Содержание  образования на уровне учебного материала  наряду с учебниками раскрывается в  различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.). 

§ 4. Учебная программа 

     Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

     Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

     Типовые учебные программы разрабатываются  на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание – результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

     Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

     В рабочей программе в отличие  от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

     Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

     В авторской программе должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный (опыт детей и учителя) компоненты образования, что является первым важнейшим программно-методическим регулятивом творческой деятельности педагога. Второй  регулятив – чёткая рефлексия того, где и зачем учитель намеревается внедрить авторскую программу и каким требованиям она должна отвечать.

     В дидактическом аспекте авторская  учебная программа должна соответствовать  общедидактическим нормативам её построения, включающим целостность, единство, конкретность, процессуальность; соответствие образовательным стандартам, содержательно-целевым и инструментально-методическим характеристикам; наличие основных структурных элементов

     Чтобы разработанная педагогом образовательная программа получила статус авторской, необходимо пройти экспертизу, которая может включать различные аспекты (частно-методический, юридический, экономический и др.). Но приоритетными являются четыре важнейших аспекта:

     общепедагогический, связанный с выявлением степени соответствия авторской программы и процесса её разработки общепедагогическим принципам конструирования учебного процесса;

     дидактический, призванный оценить соответствие разработанной  учебной программы общедидактическим  нормативам её построения;

    психологический, предполагающий выявление и прогнозирование  психологических последствий и  развивающего эффекта учебного курса, сконструированного на основе данной авторской программы;

    валеологический, изучающий уровень оптимальности (сложности, посильности) и эргономичности программы, её возможного влияния на здоровье учащихся (их работоспособность, утомление, переутомление вследствие возможных перегрузок).

    Исторически в построении учебных программ сложилось  два способа: концентрический и  линейный.

    При концентрическом способе развертывания  содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются  на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины.

    При линейном способе развертывания  содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

    Общая структура учебной программы  содержит в основном три элемента. Первый – объяснительная записка, в  которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй – собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий – некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Заключение 

     Основные  задачи модернизации российского образования  – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но и значительное обновление содержания образования. Прежде всего это касается общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решение этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

     Вместе  с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт – это обеспечение  гарантий реализации конституционных  прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование, а также выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

     Государственный стандарт общего образования является основой:

  • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  • определение объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых граждан на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ;
  • установления эквивалентности документов об общем образовании на территории РФ;
  • установление федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Дука Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1998.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2006. (Правовая библиотека образования)
  3. Курашева С.В. Теоретическая педагогика: учебно - методическое пособие для студентов заочного отделения историко - филологического факультета. – г. Тара: КМЦ ТФ ОмГАУ, 2007.
  4. Настольная книга учителя русского языка: Справочное- методическое пособие / Сост. Е.Т. Романова.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- (Настольная книга).
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Информация о работе Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа