Автор работы: Надежда Коновалова, 10 Августа 2010 в 20:44, реферат
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Введение
§ 1. Законодательство Российской Федерации в области образования. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.
§ 2. Государственный образовательный стандарт.
§ 3. Базисный учебный план
§ 4. Учебная программа
Заключение
Список использованной литературы
• максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
• суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно
средняя общеобразовательная
Учебные программы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны.
Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Содержание
образования на уровне учебного материала
наряду с учебниками раскрывается в
различного рода учебных пособиях:
хрестоматиях по литературе и истории;
сборниках задач по математике, физике,
химии; атласах по географии, биологии;
сборниках упражнений по языкам и др. Учебные
пособия расширяют некоторые стороны
учебника и имеют своей целью решение
конкретных задач обучения (информационных,
тренировочных, проверочных и др.).
§ 4.
Учебная программа
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые
учебные программы
Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.
В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).
В авторской программе должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный (опыт детей и учителя) компоненты образования, что является первым важнейшим программно-методическим регулятивом творческой деятельности педагога. Второй регулятив – чёткая рефлексия того, где и зачем учитель намеревается внедрить авторскую программу и каким требованиям она должна отвечать.
В
дидактическом аспекте
Чтобы
разработанная педагогом
общепедагогический, связанный с выявлением степени соответствия авторской программы и процесса её разработки общепедагогическим принципам конструирования учебного процесса;
дидактический,
призванный оценить соответствие разработанной
учебной программы
психологический, предполагающий выявление и прогнозирование психологических последствий и развивающего эффекта учебного курса, сконструированного на основе данной авторской программы;
валеологический,
изучающий уровень
Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный.
При
концентрическом способе
При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый – объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй – собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий – некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.
Заключение
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но и значительное обновление содержания образования. Прежде всего это касается общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решение этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт – это обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование, а также выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
Государственный стандарт общего образования является основой:
Список использованной литературы