Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:15, контрольная работа
В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Рассмотрим существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.
1. Учитель, его профессиональная компетентность
1.1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»
1.2. Содержание профессиональной компетентности педагога
2. Учитель в условиях гуманизации образования
Список литературы
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.
5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.
Таким образом, содержание профессиональной педагогической компетентности включает:
1. Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.
2. Личностные качества, интересы и склонности педагога.
Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.
Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы.
2. Учитель в условиях
Гуманитарное образование, становясь важнейшим фактором понимания и осмысления происходящих перемен, не может стать панацеей от всех проблем. Но оно может:
- дать
систему объективных научных
знаний о человеке, культуре, социальных
ценностях и идеалах,
- способствовать формированию мышления, которое ставит в центр социальных ценностей человека, его жизнь, его права, его здоровье;
- способствовать
формированию социально-
В последнее десятилетие в общественном и, конечно, в педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Стремление к отказу от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием сознания учащихся, и ориентация на всестороннее развитие, проблемное обучение повлекли за собой усиление внимания к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики. Сегодня принято считать, что образование и воспитание - разные виды педагогической деятельности. Образование формирует интеллект, развивает рациональное мышление, а воспитание развивает эмоционально-ценностную сферу личности, человеческие качества: гуманное отношение к окружающим, отзывчивость, доброту, способность к сочувствованию, сопереживанию и сорадованию. Эта точка зрения не предполагает воспитанность. Однако есть и другое понимание образования, предполагающее наряду с обучением воспитание. В Законе РФ «Об образовании» определено: «Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Значит, воспитательные цели образования можно заложить в содержание образования.
Доминантные понятия теории и практики гуманизации профессиональной деятельности учителя отражают суть ценностного отношения к личности обучающей и обучающихся.
Гуманизировать профессиональную деятельность учителя в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся могут учителя с активной жизненной и профессиональной позицией, с мотивацией на потребность научно обоснованного обновления содержания и структуры духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Ценностные ориентации учителя, таким образом, регламентируются совокупностью идей и взглядов, утверждающих ценность человека, право личности на свободное развитие своих творческих сил. Принципы такой идеологии, лежащие в основе педагогической этики, связаны с утверждением справедливости человеческих отношений. Все это в своих основных чертах соответствует классическому определению гуманизации как человечности, человеколюбия, уважения к людям. Принципы гуманизации образования, в свою очередь, конкретизируются своей конструктивной сущностью:
- усилением внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;
- установкой
на формирование гражданина с
высокими интеллектуальными,
Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами с учетом обязательности преподавания всех учебных дисциплин на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.
Деятельность учителя может характеризоваться как гуманистическая, если она является:
- ценной для общества, направившего учителю социальный заказ на подготовку подрастающего поколения. Эта деятельность ответственна, ибо от нее зависит судьба и жизнь каждого обучающегося человека;
- профессиональной, что означает: педагогической деятельностью способны заниматься взрослые, специально подготовленные в учреждениях профессионального педагогического образования.
Педагог-гуманист отличается мировоззрением человеколюбия, проецированным на его волю, характер, чувства, эрудицию, культуру, способности, знания, умения и навыки.
Функции педагогической деятельности, гуманной по сути, рассматриваются с позиций обеспечения всестороннего формирования личности ученика, что означает:
- формирование
мировоззрения (в результате
- развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
- сознательное
усвоение учеником
- формирование
эстетического отношения к
- укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения ее содержания и целенаправленности на достижение результатов, к которым она стремится, можно назвать ее деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма. Она должна быть направлена на создание благоприятной социальной ситуации развития личности и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она превращает ребенка в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности (В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн). Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин, Д.И. Фельдштейн).
Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:
- своевременный
компетентный анализ учебно-
- эффективное решение соответствующих задач в педагогических системах.
Ученые
и педагоги-практики пришли к выводу,
что педагогическую помощь учащимся
необходимо рассматривать как исходную
норму, главное правило
- на
нормах общечеловеческой
- на
нормах законодательных актов
общества (например, это Конституция
нашего государства; Закон РФ
«Об образовании»; другие нормативные
акты: трудовое право, семейное
право, гражданское право,
Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:
- общечеловеческой морали;
- законов общества;
- педагогической этики;
- на
принципах, изложенных в
Рассматривая воспитательную деятельность учителя в рамках его профессиональной работы, учительский труд следует анализировать с позиций его влияния на духовную жизнь ученика - на ум, чувства, характер, убеждения, сознание. Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Гуманизм ученика может формировать учитель - творец, гуманист, созидатель. А потому и сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества. В этой связи в системе повышения квалификации учителя В. Леви предлагает предусмотреть работу слушателей с учетом полифункциональной деятельности педагога как:
- автора, творца процесса обучения, воспитания;
- классного руководителя, умелого организатора ученического коллектива;
- организатора работы с родителями;
- пропагандиста педагогических знаний, среди населения;
- руководителя кружка, группы по интересам;
- активного участника педсовета;
- активного участника общественной работы школы, города.
Характеристика
полифункциональной педагогической деятельности,
имеющей специфическую
- первый
компонент педагогической
- второй
компонент педагогической
- третий
компонент педагогической
- четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Следует отметить, что деятельность педагога раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ - цель действий более высокого порядка причинно обусловливает цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя - сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию, формируя у ученика нравственные потребности.
Список литературы
1. Бестужев-Лада И.В. Поворот школы к человеку//Народное образование. – 1995.- № 8-9.- С.120.
2. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке. В сб. "Гуманистические проблемы психологической теории".- М.: Наука, 1995.- С.5-18.
3. Гроот де Р. Дифференциация в образовании//Директор школы.- 1994.-
№ 5.- С.12-18.
4. Гуманистический манифест 2000 // Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Ежегодник.- М.: Изд-во МГУ.- 2001.- № 2.- С. 110–131.
5. Зимняя И.А. Гуманизация образования - императив XXI века. В сб. "Гуманизация образования", вып.1. - Набережные Челны.- 1996.- С.20-30.
6. Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. - М.: РУДН, 2007, 240с.
7. Иванова С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах. - М.:Известия, 1998.-85с.
8. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания// «Вопросы философии»- 2007.- №10. - С.19-28
9. Краевский В.В. Состав, функция и структура научного обоснования обучения. - М.,1976.-С.21.
10. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.:Высшая школа, 1990.-382с.
11. Панфилова Т.В. О содержании понятия "гуманизм"//Социально гуманитарные знания.- 2010.- № 9.-С.113.
12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.- 152с.
13. Субетто А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция). СПб-М.:Исслед.центр Ком-та по высшей школе, 1992. - 152с
Информация о работе Гуманизация отношений младших школьников