Гуманизация отношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Рассмотрим существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

Содержание

1. Учитель, его профессиональная компетентность
1.1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»
1.2. Содержание профессиональной компетентности педагога
2. Учитель в условиях гуманизации образования
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

учитель компетенция гуманизация.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

4. Методическая  компетентность. Педагог знает методы  и приемы обучения, имеет интуицию  выбора метода.

5. Психолого-педагогическая  компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.

Таким образом, содержание профессиональной педагогической компетентности включает:

1. Педагогическое  мастерство - знание особенностей  педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

2. Личностные  качества, интересы и склонности  педагога.

Профессиональная  компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие  единой концепции, дающей четкое представление  о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы.

2. Учитель в условиях гуманизации  образования

Гуманитарное  образование, становясь важнейшим  фактором понимания и осмысления происходящих перемен, не может стать панацеей от всех проблем. Но оно может:

- дать  систему объективных научных  знаний о человеке, культуре, социальных  ценностях и идеалах, моральных  и правовых нормах;

- способствовать  формированию мышления, которое ставит в центр социальных ценностей человека, его жизнь, его права, его здоровье;

- способствовать  формированию социально-ответственного  поведения (в бытовой, экономической,  социальной и других сферах), где  четко различаются границы допустимого и недопустимого поведения.

В последнее  десятилетие в общественном и, конечно, в педагогическом сознании произошел  сдвиг, повлекший за собой продвижение  в понимании всего комплекса  вопросов, связанных с образованием. Стремление к отказу от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием сознания учащихся, и ориентация на всестороннее развитие, проблемное обучение повлекли за собой усиление внимания к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики. Сегодня принято считать, что образование и воспитание - разные виды педагогической деятельности. Образование формирует интеллект, развивает рациональное мышление, а воспитание развивает эмоционально-ценностную сферу личности, человеческие качества: гуманное отношение к окружающим, отзывчивость, доброту, способность к сочувствованию, сопереживанию и сорадованию. Эта точка зрения не предполагает воспитанность. Однако есть и другое понимание образования, предполагающее наряду с обучением воспитание. В Законе РФ «Об образовании» определено: «Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Значит, воспитательные цели образования можно заложить в содержание образования.

Доминантные понятия теории и практики гуманизации профессиональной деятельности учителя отражают суть ценностного отношения к личности обучающей и обучающихся.

Гуманизировать  профессиональную деятельность учителя  в сфере духовно-нравственного  воспитания учащихся могут учителя  с активной жизненной и профессиональной позицией, с мотивацией на потребность научно обоснованного обновления содержания и структуры духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Ценностные  ориентации учителя, таким образом, регламентируются совокупностью идей и взглядов, утверждающих ценность человека, право личности на свободное развитие своих творческих сил. Принципы такой идеологии, лежащие в основе педагогической этики, связаны с утверждением справедливости человеческих отношений. Все это в своих основных чертах соответствует классическому определению гуманизации как человечности, человеколюбия, уважения к людям. Принципы гуманизации образования, в свою очередь, конкретизируются своей конструктивной сущностью:

- усилением  внимания к личности каждого  ребенка как к высшей ценности общества;

- установкой  на формирование гражданина с  высокими интеллектуальными, моральными  и духовными качествами.

Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами с учетом обязательности преподавания всех учебных дисциплин на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.

Деятельность учителя может характеризоваться как гуманистическая, если она является:

- ценной  для общества, направившего учителю социальный заказ на подготовку подрастающего поколения. Эта деятельность ответственна, ибо от нее зависит судьба и жизнь каждого обучающегося человека;

- профессиональной, что означает: педагогической деятельностью  способны заниматься взрослые, специально подготовленные в учреждениях профессионального педагогического образования.

Педагог-гуманист отличается мировоззрением человеколюбия, проецированным на его волю, характер, чувства, эрудицию, культуру, способности, знания, умения и навыки.

Функции педагогической деятельности, гуманной  по сути, рассматриваются с позиций обеспечения всестороннего формирования личности ученика, что означает:

- формирование  мировоззрения (в результате усвоения  знаний, умений и навыков);

- развитие  интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

- сознательное  усвоение учеником нравственных  принципов и навыков поведения  в обществе;

- формирование  эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);

- укрепление  здоровья детей, развитие их  физических сил и способностей.

Характеризуя  педагогическую деятельность с точки  зрения ее содержания и целенаправленности на достижение результатов, к которым  она стремится, можно назвать ее деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма. Она должна быть направлена на создание благоприятной социальной ситуации развития личности и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она превращает ребенка в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности (В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн). Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин, Д.И. Фельдштейн).

Реализации  деятельности учителя по оказанию индивидуализированной  педагогической помощи способствуют:

- своевременный  компетентный анализ учебно-воспитательных  ситуаций, возникающих в процессе  работы;

- эффективное  решение соответствующих задач в педагогических системах.

Ученые  и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя. Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:

- на  нормах общечеловеческой нравственности, т.е. на идеалах добра, чести,  совести, справедливости, милосердия, гуманизма (они существуют устно);

- на  нормах законодательных актов  общества (например, это Конституция  нашего государства; Закон РФ  «Об образовании»; другие нормативные  акты: трудовое право, семейное  право, гражданское право, уголовное  право и т.д.).

Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:

- общечеловеческой  морали;

- законов  общества;

- педагогической  этики;

- на  принципах, изложенных в международных  документах - в Декларации прав  ребенка и Конвенции о правах  ребенка.

Рассматривая воспитательную деятельность учителя в рамках его профессиональной работы, учительский труд следует анализировать с позиций его влияния на духовную жизнь ученика - на ум, чувства, характер, убеждения, сознание. Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Гуманизм ученика может формировать учитель - творец, гуманист, созидатель. А потому и сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества. В этой связи в системе повышения квалификации учителя В. Леви предлагает предусмотреть работу слушателей с учетом полифункциональной деятельности педагога как:

- автора, творца процесса обучения, воспитания;

- классного  руководителя, умелого организатора  ученического коллектива;

- организатора  работы с родителями;

- пропагандиста  педагогических знаний, среди населения;

- руководителя  кружка, группы по интересам;

- активного  участника педсовета;

- активного  участника общественной работы школы, города.

Характеристика  полифункциональной педагогической деятельности, имеющей специфическую структуру  гуманизированной педагогической деятельности, представлена в трудах Б.Т. Лихачева. В эту характеристику входит описание следующих структурных компонентов:

- первый  компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых  к человеку (т.е. учитель должен  знать, какого человека надо  воспитывать для общества);

- второй  компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки, накопленные человеком  в области производства, культуры, общественных отношений, которые  в обобщенном виде передаются  подрастающему поколению. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение;

- третий  компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

- четвертый  компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Следует отметить, что деятельность педагога раскрывается как иерархия задач  разной трудности. При этом образ - цель действий более высокого порядка причинно обусловливает цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя - сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию, формируя у ученика нравственные потребности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бестужев-Лада И.В. Поворот школы к человеку//Народное образование. – 1995.- № 8-9.- С.120.

2. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке. В сб. "Гуманистические проблемы психологической теории".- М.: Наука, 1995.- С.5-18.

3. Гроот де Р. Дифференциация в образовании//Директор школы.- 1994.-

№ 5.- С.12-18.

4. Гуманистический манифест 2000 // Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Ежегодник.- М.: Изд-во МГУ.- 2001.- № 2.- С. 110–131.

5. Зимняя И.А. Гуманизация образования - императив XXI века. В сб. "Гуманизация образования", вып.1. - Набережные Челны.- 1996.- С.20-30.

6. Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. - М.: РУДН, 2007, 240с.

7. Иванова С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах. - М.:Известия, 1998.-85с.

8. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания// «Вопросы философии»- 2007.- №10. - С.19-28

9. Краевский В.В. Состав, функция и структура научного обоснования обучения. - М.,1976.-С.21.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.:Высшая школа, 1990.-382с.

11. Панфилова Т.В. О содержании понятия "гуманизм"//Социально гуманитарные знания.- 2010.- № 9.-С.113.

12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.- 152с.

13. Субетто А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция). СПб-М.:Исслед.центр Ком-та по высшей школе, 1992. - 152с

 

 


Информация о работе Гуманизация отношений младших школьников