Характеристика детей с ФФНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:50, контрольная работа

Описание

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с ФФН речи, правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Содержание

Введение
3

1. Понятие о ФФНР
4

2. Характеристика дошкольников с ФФНР
5

Заключение
11

Список литературы
12

Приложение 1
13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ФФНР).docx

— 177.02 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

Московский психолого-социальный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Логопедия. ФФНР»

 

Тема: «Характеристика детей  с ФФНР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, гр. ЛС/С 09

Проверила:

Ст. преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012г.

Содержание

 

 

 

    Введение

3

 

1. Понятие о ФФНР

4

 

2. Характеристика дошкольников  с ФФНР

5

 

Заключение

11

 

Список литературы

12

 

Приложение 1

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся  в настоящее время в системе  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом  развитии, неуклонно растет. Среди  них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы  из-за недостаточного развития фонематического  восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в  развитии процессов звукобуквенного  анализа и синтеза. Известно, что  звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе  слова.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый  год жизни является оптимальным  для воспитания особой (высшей) формы  фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка  в звуковом потоке.

Как показывают исследования речевой  деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с ФФН речи, правильно  сформулированный коррекционный процесс  позволяет не только полностью устранить  недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую  базу для овладения элементами грамоты  еще в дошкольный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов  формирования произношения у детей  с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения  произношения и восприятия фонем  отмечается незаконченность процессов  формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овла¬дение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематическо¬го восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

 

1. Первичный уровень. Фонематическое  восприятие нарушено первично. Предпосылки  к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое  восприятие нарушено вторично. Наблюдаются  нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

Каждая фонема характеризуется  определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.

В каждом языке имеется определенное число фонем, противопоставленных  друг другу по своим акустическим признакам и используемых для  различения слов и их форм. В русском  языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик  фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.

Фонематический слух – способность  к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее  значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематическое восприятие – процесс  восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления  – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный  процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова –  слога – звуки) или мысленное  выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к  другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный  процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

 

 

2. Характеристика дошкольников с ФФНР

Охарактеризуем возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

—  внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

—  объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

—  отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. [9, C. 53]

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

    • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
    • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
    • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
    • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
    • Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим [10].

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения  помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и  общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных  звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».

Характер нарушенного звукопроизношения  у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

– нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

– неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

– затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонема¬тического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формиро¬вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Информация о работе Характеристика детей с ФФНР