Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:58, статья
Cовременная система обучения в дошкольных учреждениях предъявляет новые требования к дошкольнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала дошкольника его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственных представлений.
Тема: «Игра как средство формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития».
Начинают с обращения к государственной комиссии:
«Уважаемый председатель, уважаемые члены экзаменационной комиссии». Cовременная система обучения в дошкольных учреждениях предъявляет новые требования к дошкольнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала дошкольника его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственных представлений. Проблемой нашего исследования является недостаточная систематизация игр и упражнений на развитие пространственных представлений в образовательной деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития.
Объект исследования: пространствено-временные представления и ориентировка в пространстве детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также педагогический процесс, направленный на их формирование.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются недостатки базисных пространственных ориентировок, что препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения. Требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по этому разделу, в которой последовательно будут использоваться игры на развитие пространственных представлений
Целью исследования данной работы на основе выявленных особенностей пространственных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития, систематизировать работу по формированию пространственных представлений в игре.
Задачи:
- Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве.
- Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
- Провести сравнительное экспериментальное исследование уровней сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
- Отобрать и систематизировать игры и упражнения для детей с задержкой психического развития по формированию пространственных представлений.
- Апробировать систему работы по использованию игр для развития пространственных представлений, выявить эффективность данной работы.
На первом этапе экспериментальной работы нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволивший нам установить, что у детей с ЗПР имеются определенные трудности в формировании пространственных представлений.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.
На втором этапе нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент с двумя группами детей: с задержкой психического развития, и с нормально развивающимися дошкольниками.
Его цель:….
Экспериментальное исследование проводилось в МДОУ № 93 комбинированного вида г. Стерлитамака Республики Башкортостан. В подготовительных группах № 4, № 5.
Какие методы исследования и какие конкретные трудности были выявлены вами в констатирующем эксперименте?
Представленное в работе исследование сформированности пространственных представлений через игру у детей с ЗПР, проведенное в сравнении с развитием этой функции у нормально развивающихся дошкольников, позволило выявить особенности формирования представлений у детей с ЗПР и подойти к разработке коррекционно-развивающей программы с учетом выявленной недостаточности.
В результате исследования обнаружился низкий исходный уровень сформированности пространственных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном.
На третьем этапе экспериментального исследования мы провели коррекционно – развивающую работу по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
Цель: отобрать и систематизировать игры по формированию пространственных представлений, определить их место в образовательном процессе в ДОУ для воспитанников с ЗПР.
Задачи:
Под влиянием целенаправленного обучения ребенок должен уметь: 1. различать основные пространственные направления (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа);
2. определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Иры», или «Я стою возле окна»);
3. определять размещенность предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.);
4. определять пространственные отношения между предметами по линиям основных (вертикальное, горизонтальное и саггитальное) и промежуточных направлений (перед домом, через площадь, наискосок, чуть правее); 5. пространственно ориентировать свои движения при ходьбе и беге; 6. ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, листе бумаги, в тетради, книге).
Использовались следующие методические приемы: проведение различных дидактических заданий, игры, упражнения.
Было выделено 3 блока игр по формированию пространственных представлений:
1 - ориентировка «в схеме собственного тела».
2 - ориентировка в окружающем пространстве.
3 - ориентировка на плоскости.
По каждому блоку были представлены дидактические упражнения, игры.
Игры систематизированы по каждому блоку и направлены именно на формирование определенной пространственной ориентировки.
Работа осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
После проведения формирующего эксперимента, который длился 6 месяцев, было проведено контрольное изучение, в задачу которого входило проанализировать динамику формирования пространственных представлений в экспериментальной и контрольной группах детей с ЗПР и выяснить эффективность разработанной коррекционно-развивающей работы.
В результате проведенных занятий у детей экспериментальной группы с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка: дети проявляют умение не только ориентироваться в правом и левом у себя и у собеседника, определять направления по словесной инструкции, определять сторонность на изображениях. Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.