Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:59, доклад
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновации
в процессе обучения и воспитания
Доклад
на педагогическом совете
МОУ Хорошенская ООШ
автор Леонтьева М.С.
2010
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.
Применительно к педагогическому процессу обучения и воспитания инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации в системе
образования связаны с
Попытаемся проанализировать понятие «ИННОВАЦИИ» по образовательным критериям.
Критерии |
Инновация |
Масштаб целей и задач |
Системный |
Методологическое обеспечение |
Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст |
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) |
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) |
Целостный, продолжительный |
Тип действий |
Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация |
Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт |
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна |
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия |
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
1. Организация занятий
(без разрушения классно-
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
- создание профильных классов;
- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
- игровые методики (викторины, диспуты).
Организация занятий (с
разрушением классно-урочной
- метод проектов,
- школа – парк,
- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).
- индивидуальные
- тьютерство.
2. Представление и
передача содержания
- опорные сигналы;
- организация межпредметных
уроков с предъявлением
- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- создание компьютеризированных курсов;
- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение как профильного
национального, культурного
- программное обучение;
- проблемное обучение;
- организация исследовательской
деятельности с получением
3. Методы оценивания образовательного результата:
- расширение бальной
шкалы (для фиксации творческог
- рейтинговая оценка;
- создание портфолио.
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
- создание различных вариантов школы полного дня;
- создание психолого-
- создание детско-родительских объединений вокруг школы;
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- создание систем
К настоящему времени
сложилось значительное количество
разнообразных инновационных
В основе всех методик лежит идея создания адаптивных
условий для каждого ученика, т.е. адаптация
к особенностям ученика, содержания, методов,
форм образования и максимальная ориентация
на самостоятельную личность.
Инновации призваны решить накопившиеся
проблемы, предложить способы их решения.
НО можно выделить и ряд конкретных противоречий,
которые присущи и для отечественного
образования и до настоящего времени не
только не разрешены, но и обостряются.
К ним следует отнести такие противоречия,
как:
В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.
В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.
Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Понятия «реформа» и «инновация»
Реформа |
Инновация |
Изменение сроков начала обучения |
Изменения во внутренней организационной деятельности колледжа |
Увеличение финансирования |
Изменения в содержании образования |
Изменения в оборудовании учебных заведений |
Изменения в методах обучения |
Изменения в продолжительности обучения |
Изменения в отношениях «Учитель - Ученик» |
Повышение статуса образования | |
Новые санитарно-гигиенические требования | |
Изменения в структуре системы образования |
Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.
Но не только этим характеризуется
инновационная школа. Чтобы подробнее
все объяснить, сравним такую
школу с традиционной.
По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс
направлен на усвоение определённых правил
деятельности, в усвоении и повторении
школьниками существующего социального
опыта. В инновационной школе учителя
стремятся развить у учащегося способности
к творческим действиям в нестандартных
ситуациях.
По характеристике дидактических
целей:
В традиционной школе всегда делался
акцент на воспроизведении готовых знаний,
в инновационной же педагоги стремятся
сформировать способности к дальнейшему
самостоятельному приобретению знаний,
формируют критичность мнения, независимость
суждений.
По характеристике воспитательных
целей:
В традиционной школе налицо приоритет
воспитания, провозглашающий это самое
воспитание как культивирование самостоятельности,
сотрудничества только при необходимости,
как воспитание в ребенке четкой нравственной
и мировоззренческой позиции. В инновационной
же школе учитель работает под девизом:
«Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!».
Не разделяя эти два процесса, педагог
воспитывает в ребенке стремление к реализации
его индивидуальных возможностей.
По характеристике развивающих
целей:
В традиционной школе развитие личных
качеств провозглашается, но не является
приоритетным, идет ориентация на среднего
ученика. В школе инновационной, напротив,
доминирует индивидуальный, насколько
это возможно, подход к ученику.
По характеру отношений между
учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект,
то есть учитель – это кто обучает, ученики
– это те, кого обучают. В инновационной
школе – субъект-субъект, то есть учитель
и ученики являются равноправными участниками
творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.
Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты,
взятые в единстве качественного совершенствования
педагогической системы.
Объектами инновации являются следующие
проблемы:
как устранить потери
времени и т.д.
Внедрение более продуманных методов
использования активных форм учебно-воспитательного
процесса, новых технологий обучения и
воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.
Информация о работе Инновации в процессе обучения и воспитания