Интегративное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание

Современные социально-экономические изменения в обществе стали причиной возникновения новых требований к профессиональной подготовке дипломированного специалиста. Заметно актуализировалась социальная потребность в новой гуманизированной системе профессионального образования, реализующей подход к нему как цели и центру учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день задачей профессионального образования является формирование личности специалиста во всей многомерной полноте его интеллектуального, социокультурного развития.

Работа состоит из  1 файл

Интегративное обучение.docx

— 21.81 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики  и международных  отношений 
 
 
 
 
 

    Проект по курсу «Педагогика» на тему «Интегративное обучение»

    подготовили

    Киселевский Алексей, гр. 4.91

    Елецкий Алексей, гр. 4.92

    Манукян Светлана, гр. 4.91 
 
 
 
 
 

    Ростов-на-Дону

    2011

    Современные социально-экономические изменения  в обществе стали причиной возникновения  новых требований к профессиональной подготовке дипломированного специалиста. Заметно актуализировалась социальная потребность в новой гуманизированной системе профессионального образования, реализующей подход к нему как  цели и центру учебно-воспитательного  процесса. На сегодняшний день задачей профессионального образования является формирование личности специалиста во всей многомерной полноте его интеллектуального, социокультурного развития. В настоящее время от каждой личности требуется усвоение самого широкого спектра знаний, умений и навыков, что ориентирует российскую образовательную систему на подготовку не только профессионала высокого уровня, но и поликультурной личности, способной к целостному и системному анализу окружающей действительности, обладающей гуманитарной грамотностью и целостным научным мировоззрением.

    Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками . Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования . В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

    На  наш взгляд, эффективность образовательных  процессов в первую очередь зависит  от осознания их участниками и  организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного  их стимулирования и развития. Значит, в процессе профессиональной подготовки студентам необходимо показывать, каким  образом осуществляется интеграция элементов, на каком этапе и как  происходит потеря несущественных свойств  объединяющихся элементов, почему важно  сохранить автономность интегрируемых  элементов, как возникают новые  свойства систем с интегративным  качеством.

    В российской и зарубежной дидактике  идея интеграции имеет глубокие истоки. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно  обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. Эта категория в педагогике представляет собой продукт сложных диалектических превращений научного сознания, подчиняющегося не каким-то конъюнктурным устремлениям, но впитавшего в себя достижения мировой  культуры и порой драматический  опыт развития отечественного образования» [1].

    Анализ  научно-педагогической литературы приводит к выводу об отсутствии четкого определения  понятия «интеграция». Широко используется ряд однокоренных терминов, например: «интегрированные и интегративные  курсы», «интегрированный факультет», «интегрированная специальность», «интегрированная педагогическая квалификация», «интегрированное обучение», «интегрированный урок»  и т.д. Между тем имеется ряд  успешных научных работ по педагогике и психологии, обращающихся к некоторым  педагогическим и психологическим  аспектам интеграции.

    Исторически сложилось, что понятием «интеграция» длительное время оперировали в  педагогике, почти не определяя его. Оно предполагалось как бы интуитивно понятным и не требующим объяснения, но недостаточность интуитивных  представлений рано или поздно становится очевидной: «...содержание, которое интуитивно связывается с определенным понятием, как правило, полисемантично» [2].

    Теоретическая оценка признаков, выделенных путем  сопоставления, позволяет осуществить  попытку дать определение понятию  «интеграция» в педагогике.

    Одновременно  возникает необходимость и в  уточнении таких понятий, как  «интегрированность» и «интегративность», «интегрированный» и «интегративный», так как анализ педагогической литературы показал, что часто происходит смешение данных понятий и одно и то же явление авторы называют по-разному, а словари не предоставляют достаточно четкого определения и «разведения» вышеупомянутых понятий в педагогике.

    Вначале педагоги вкладывали в понятие интеграции то же значение, что и другие ученые. И те и другие наполняют свое представление  содержанием, которое они находят  в словарях: «Интеграция – от латинского integratio – восстановление, восполнение; integer – целый», т.е. объединение в целое каких-либо частей, элементов. Одно из первых современных определений педагогической интеграции, восходящее к 1980–1990-м гг., принадлежит И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [3].

    Таким образом, для создания интегрированного курса необходимо соединить элементы (знания, понятия, методы) разных учебных  предметов. Понятие интеграции, как  только оно выводится за пределы  абстрактных философских границ, оказывается понятием «межпредметной учебной проблемы», что объяснимо в ситуации того времени.

    Однако  исследование интегративных процессов  в образовании конца 90-х гг. свидетельствует, что они никогда не ограничивались пределами отдельных учебных  курсов и проблем, охватывая весь процесс обучения.

    Другим  принципиальным недостатком существующего  представления интеграции является отсутствие технологической проработки. Недостаточно сказать, что интеграция – это соединение. Важно понять, как именно это соединение происходит. Понятие интеграции призвано дать знание метода организации дидактического процесса в интегрированной системе.

    На  основании анализа знаний, научных  исследований и социальной практики формирования человека и конструирования  педагогических систем выделяется широкий  спектр понятия «интеграция».

    В аспекте конструирования и реализации целостного влияния на человека можно  также выделить следующие интегративные  пути:

    – выявление сущего и личного в  творчестве и свободе  личности человека;

    – построение модели целостной  личности и ее локальных  структур;

    – построение механизмов взаимодействия рационального, эмоционального и  нравственного в  деятельности и поведении  человека;

    – выявление границ дозволенного в педагогическом воздействии;

    – построение моделей  профессиограмм, квалификационных характеристик, критериев компетентности специалиста.

    Интегративные пути в аспекте  формирования обобщенных знаний о мире:

    – путь к вскрытию сущности мировоззрения;

    – средство установления оптимальной структуры  межпредметных связей в содержании образования и обучения;

    – утверждение статуса  праксиологии в обучении и способах усвоения различных циклов наук;

    – путь построения структурно-логических связей знаний и процессов  при усвоении циклов учебных дисциплин  учащимися;

    – средство конструирования  и развития обобщенных умений познавательной и практической деятельности учащихся;

    – установление принципов  конструирования  учебных, научных  и вспомогательных  средств, обеспечивающих процесс профессиональной подготовки студентов;

    – выявление механизмов интегрирования учебного и жизненного опыта  в процесс и  содержание подготовки студента;

    – построение системы  задач, требующих  обобщенного вариативного подхода к решению.

    Педагогическая  интеграция охватывает и процессы междисциплинарных (коэволюционных) связей разных компонентов образования:

    – выявление межпредметных и внутрипредметных связей в разных циклах учебных дисциплин;

    – выявление и обоснование  принципов построения интегративных курсов в общем и профессиональном образовании;

    – установление оптимального соотношения общечеловеческих и национальных ценностей  в воспитании и  образовании;

    – решение проблем  интеграции социального, психологического, педагогического, научного и методического  компонентов в  образовании;

    – решение проблем  взаимных связей учебной  и внеучебной деятельности учащихся в профессиональном образовании [4].

    Данный  подход позволяет рассматривать  педагогическую интеграцию применительно  к отдельным содержательно-предметным уровням, формам, видам деятельности преподавателя. Отсюда: педагогическая интеграция в самом широком значении слова – это процесс и результат  развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности  в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности. При этом развитие –  это процесс поступательного  изменения физических, душевных и  духовных свойств человека, то есть выход его на принципиально новый  уровень целостности. Становление  – возникновение физических, душевных и духовных новообразований в  человеке. Формирование – обретение  физическими, душевными и духовными  новообразованиями относительной  устойчивости, определенности и законченности.

    В заключении можно  констатировать, что  интеграционное обучение приобретает колоссальную актуальность и первостепенную значимость в современных  условиях. Можно с  уверенностью утверждать, что данный подход будет неуклонно  развиваться и  внедряться в различные  сферы образовательных процессов, предоставляя учащимся более полно вовлекаться в спектр изучаемых дисциплин и сфер и иметь ощутимый приоритет при будущем трудоустройстве. Очевидно, что для экономистов-международников подобный интеграционный подход, описанный в ходе данной работы, необходим и являет собой пример цельного подхода к подготовке специалистов. Реализованные механизмы интегративного обучения являются позитивным исключением на фоне общего кризиса российского образования, вызванного тяжелейшими политическими, экономическими, культурными, демографическими и цивилизационными последствиями крупнейшей геополитической катастрофы XX века – распада Советского Союза.    
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

1. Данилюк, А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. –1998. – № 2. – С. 8.

2. Ахлибинский, Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции науки [Текст] / Б.А. Ахлибинский // Вопросы философии. – 1981. – № 3. – С. 50.

3. Зверев, И.Д. МПС в современной школе [Текст] / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. М.,1981. С. 57.

4. Нюдюрмагомедов, А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / А.Н. Нюрдюрмагомедов. Ростов н/Д,1999. С. 19. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Интегративное обучение